
ОДИН ИЗ ДНЕЙ ФЕСТИВАЛЯ БУДЕТ ПОСВЯЩЁН КЛУБУ "ПОД ИНТЕГРАЛОМ"
Люди, незнакомые с происхождением названия АкБард, но знакомые с татарским языком, часто спрашивают: а почему в Сибири вдруг татарское название? И как оно переводится? Белый бард? (есть ещё версии «седой» или «чистый»). И мы поясняем, что Ак – это просто сокращение от «Академгородок», что фестиваль – детище КСП НГУ, и, хотя он пережил своего создателя, академовские корни продолжают держать и питать всё наше разросшееся за 18 лет дерево. И год «совершеннолетия» фестиваля совпал с 60-летием Академгородка, а через несколько месяцев, в марте 2018, случится другой юбилей – 50-летие фестиваля 1968 года. Поэтому не вспомнить на АкБарде эти два события мы не могли.
ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА
1967-1968 год были особенными для авторской песни. С одной стороны, до 1967 года авторская песня не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции, а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах.
В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».
Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать. А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать.
Кроме того, в 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, в 1968г. родился фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина.
ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА
.jpg)
И, наконец, клуб «Под интегралом», который вообще-то объединил несколько разнородных клубов – авторской песни, литературный, альпинистский, танцевальный и многие другие, существовал в Академгородке как раз в 60-е. У него была весьма любопытная структура: ядро, плазма и питательная среда. «Члены ЯДРА обязаны НЕПРЕРЫВНО приносить пользу клубу. Члены ПЛАЗМЫ обязаны ДИСКРЕТНО приносить пользу клубу». Все без исключения члены клуба имели «право интегрироваться и дифференцироваться.
Эти же люди нестандартно выходили на ежегодные демонстрации – несли по улицам смешные и веселые лозунги, например, «Перекуем мечи и орала на интегралы!», цитировали Блока: «Вас ждет Сибирь!», а впереди колонны выпускали мам с колясками. Так что «монстрацию» придумал не Лоскутов. (http://globeson.ru/blog/history/4937.html)
.jpg)
В 1965-м «Под Интегралом» осмелились устроить первый в СССР конкурс красоты и выбрать самую что ни на есть «мисску». Правда, первой «победительницей» стал переодетый мужчина - Герман Безносов, Министр странных дел клуба. Через год конкурс стал уже привычным и любимым. Поучаствовать в нем приезжали даже из Новосибирска. Именно так в 1968-м году звание «Мисс пресса» завоевала Ирина Алферова – будущая звезда советского кино, а тогда еще скромная десятиклассница. Девушка жила в Новосибирске и занималась в театральном кружке «Под Интегралом».
Сегодня традиции клуба сохраняют общественный Фонд Академгородка, взявший девизом лозунг клуба «Люди, интегрируйтесь!», научное кафе «Эврика», собирающее в "АртПАБе" встречи с интересными людьми и учеными, магазин академгородковских сувениров «Белка», где проходят тематические экскурсии, лекции, встречи, и частный музей-квартира Академгородка дочери министра странных дел Анастасии Безносовой-Близнюк.
При её непосредственном участии театр «Старый дом» поставил спектакль об истории Академгородка «Элементарные частицы». Наверное, там не всё на сто процентов исторически достоверно, но почувствовать то время и задуматься о каких-то очень важных и очень современных вещах он точно заставляет (http://www.old-house.ru/press/rejisser_semen_aleksandrovskiy_akademgorodok_)
ЧТО БУДЕТ?
Очень хочется и на АкБарде передать ощущение и настроение той эпохи и понять, что мы сохранили, а что, может быть, незаслуженно позабыли. Концертная программа будет строиться вокруг классики – как известной, так и неизвестной, тех песнях бардов 60-х, которые не исполнялись на широкую публику несколько десятилетий, а может быть и никогда. Неконцертная программа будет напоминать о затеях клуба «Под интегралом»: есть идеи и по поводу конкурса красоты, и насчёт шествия с забавными лозунгами. Есть и сюрприз, о котором мы пока говорить не будем, но если получится – это будет впервые на АкБарде.
Для тех, кто не прочь подготовиться к фестивалю с точки зрения дресс-кода: всё про 60-е подойдёт. Идеи и пожелания уже можно начинать присылать. Люди, интегрируйтесь!.
Пользователи социальных сетей могут следить за новостями АкБарда и обсуждать их в своей сети - В контакте, фейсбуке.