cs

Academ.info: "Борис, ты не прав", или разговор об имидже авторской песни

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=8962

Юрий Тынянов в книге "Подпоручик Киже" рассказал смешно-горестную историю о поручике Синюхаеве, которого заочно записали в мертвецы. Бедный поручик и в самом деле вскоре умер – от того, что так и не смог никому доказать, что он жив. Сегодня в положении злосчастного поручика оказался жанр авторской песни, полагает московский журналист, научный редактор журнала "Что нового в науке и технике" Борис Жуков, приехавший на десятый фестиваль авторской песни "АкБард".

 

11 марта Academ.info писал о круглом столе, прошедшем в рамках фестиваля "40 лет спустя".  Тогда Валерий Меньшиков, министр клуба-кафе "Под Интегралом" в 1963-68 годах, заявил, что "положение авторской песни сегодня – ужасное! Галич отражал состояние времени энциклопедически точно. А в данный момент никакой серьезной, может быть, даже народной песни я не вижу". Участники того, мартовского, круглого стола пришли к довольно неутешительному выводу о состоянии жанра, когда-то безумно популярного, однако сами во многом оказались "не в теме": как отметила корреспондент Academ.info Надежда Друзяка в своей статье, "имена молодых талантов, таких как Михаил Щербаков, Олег Городецкий, Дмитрий Авилов, Алексей Бардин, Игорь Саркисов, Игорь Белый, Мария Булат, Юрий Ельский – не вспоминались вовсе или упоминались походя".

То есть ситуация вышла довольно забавная: собравшиеся на круглом столе "люди в теме" оказались тотально "не в теме", сделав печальный вывод о том, что жанр авторской песни не развивается, уже почти умер и держится лишь за счет того, что еще живы  Юлий Ким, Александр Дольский и Юрий Кукин.

Возможно, именно этот круглый стол спровоцировал другую встречу, посвященную уже имиджу авторской песни, оказавшейся в положении поручика Синюхаева. В пятницу, 23 мая, с участием Бориса Жукова в гостиной клуба "Под интегралом" прошел круглый стол, организованный в рамках фестиваля "АкБард-2008".

"Огромное количество песен поется и пишется. В Москве и Санкт-Петербурге едва ли не каждый день проходят концерты авторской песни. Однако человек, который в силу различных причин оказывается вне этой структуры, просто не имеет возможности узнать о том, что происходит с этим жанром, – заявил проблему разговора Борис Жуков, – ... Мы имеем привычку рассматривать это как нашу профессиональную, цеховую проблему. Не уверен, что это так. Я не знаю никакого другого явления современной культуры с таким же колоссальным разрывом между существующим положением вещей и тем, как оно освещается в системе массовых коммуникаций".

Борис Жуков заметил также, что даже если некоторые фигуры жанра вырываются из порочного круга всеобщего забвения, то они редко ассоциируются с авторской песней. Примеров достаточно: Олег Митяев, Тимур Шаов, Александр Розенбаум. Небезынтересна и судьба группы "Белая гвардия" – мало кто из ее многочисленных поклонников знает, что карьера сентиментального ансамбля началась с грушинского лауреатства дуэта Дмитрия Баулина и Зои Ященко.

Сергей Гринберг, автор-исполнитель из Пензы, сделал сравнение положения авторской песни с Министерством легкой и пищевой промышленности из старого монолога Жванецского: "Что-то сами производят и сами же внутри потребляют... Ровно такое же положение обнаруживается в кругах авторской песни", – заметил Сергей. И добавил: "Мне всю жизнь неинтересно быть кем-то только для жены, друзей и знакомых. Творчески выражать себя для тех, кто похлопает тебя по плечу, скажет "ты клевый чувак! Пойдем выпьем" – неинтересно".

"Авторская песня не является культурной ценностью в глазах тех, кто вне структуры фестивалей, КСП и так далее, – сказал о трагедии жанра Борис Жуков. – Мы являемся культурной ценностью только для себя, и это плохо, потому что мы не попадаем в контекст современной общепризнанной русскоязычной культуры".

"Борис, ты не прав, – под общий хохот сказал Сергей Гандкин из Шарыпово (Красноярский край), организатор фестивалей с тридцатилетним стажем, справедливо заметив, что в расцвет популярности авторской песни (1970-1980 гг.) жанр существовал и развивался при полном молчании со стороны прессы и официальных органов. "Единственная статья "Песни борьбы и побед", которую на последней странице как-то опубликовала "Правда", привела в шок почти весь руководящий аппарат: одно осознание того, что в СССР существует неформальное объединение, способное собрать под Москвой 12 000 человек, испугало власть страшно", – аргументировал свое возражение г-н Гандкин.

Однако он ничего не сказал о том, что со времен 1970-1980 гг. сильно изменилась как авторская песня, так и ее слушатели (в том числе и потенциальные), и что теперь для популярности недостаточно сарафанного радио и одной характеристики "неофициальное, неформальное" течение. Это тогда рвались прочь от официоза, а теперь иные времена и иные нравы. 

Модератор дискуссии, заместитель редактора "Вечернего Новосибирска" и член жюри многих фестивалей авторской песни Катерина Костылева сделала акцент на том, что и сам термин "авторская песня" претерпел некоторую амортизацию. "Бренд "авторская песня" перестал быть положительным или нейтральным, он фактически стал отрицательным, – заметила она. – И теперь организаторам часто приходится, чтобы решить проблему воспроизводства аудитории и привлечения нового слушателя, находить новые слова для названия авторской песни – например, "современная камерная песня".

"Где я слышу человека с гитарой? – спросила присутствующих г-жа Костылева. – В парке на лавочке, в общаге на лестнице и по телевизору, выступление Олега Митяева на кремлевской сцене". Катерина заметила, что эта ситуация отпугивает потенциального слушателя: не существует работающей системы фильтрации в авторской песне. "Аналогичная ситуация складывается с граффити. С точки зрения обывателя, эти художники просто пачкают стены. Но между тем, это искусство, и существуют настоящие мастера граффити", – сказала модератор дискуссии.

Затем дискуссия как-то плавно скатилась на уровень обмена мнениями между оптимистами, которые полагали, что все идет так, как должно идти, и пессимистами, которые утверждали, что сложившаяся замкнутость системы "авторы и исполнители, работающие в жанре авторской песни, и их слушатели" рано или поздно приведет к загниванию и гибели жанра. И в последующий час дискуссии уже не было выражено ни одного яркого мнения, достойного внимания уважаемого читателя Academ.info

Фото автора

Тася Гончарова,
специально для Новостей Академгородка Academ.info

Олег Городецкий, Москва Сергей Гринберг Вадим Кусков, Томск Борис Жуков, Москва Сергей Гандкин