cs
АкБард в СМИ


Песни плюс что-то ещё

E-mail Печать PDF

АкБард – один из крупнейших за Уралом (да и в России, за вычетом Грушинского и Ильменского) фестивалей авторской песни, собирающий ежегодно 2 – 2,5 тысячи человек в палаточном лагере на берегу Бердского залива под Новосибирском.

Название Акбард – это слияние слов «Академгородок» и «бард», поскольку фестиваль был придуман и создан в 1999 году Клубом самодеятельной песни Новосибирского государственного университета. Сейчас в его подготовке и проведении участвуют практически все клубы авторской песни Новосибирска, а также многие творческие объединения из соседних областей.

Фестиваль традиционно славится качеством концертов и интересными приглашенными авторами. Многие гости АкБарда  - достаточно известные у себя на родине авторы-исполнители – впервые приехали в Сибирь именно на АкБард, а с тех пор стали любимым гостями на множестве сибирских, российских и зарубежных фестивалей. 

 Но АкБард – это не только песни. Это всегда песни плюс еще что-то, дающее возможность творчески проявить себя его организаторам и участникам. Недаром девиз фестиваля «Новые имена, новые формы». В последние годы каждый АкБард посвящен какому-то выдающемуся событию или воплощает интересную идею.

То фестиваль отдаёт дань юбилею Академгородка и проходит под девизом «Строим вместе город песен»  - и поляну расцвечивают кумачовые косынки и лозунги «Нам песня строить и жить помогает!», а участники как будто переносятся в эпоху комсомольских строек (2007 г.).

То к практике авторской песни добавляется теория – и проводится круглый стол «Трагедия поручика Синюхаева, или Что нам делать с имиджем?» с приглашенным в качестве эксперта Борисом Жуковым (2008 г,).

То темой фестиваля становится студенчество, названием «Выездная сессия Песенной Академии АкБард», гости получают зачетные книжки, мастерские переименовываются в консультации, мастера – в профессоров, а концерты – в экзамены (2009 г.).

То организаторы решают проверить тезис Александра Володина, что авторская песня – это фольклор городской интеллигенции – и затевают проект «Авторская песня: от фольклора к поэзии» с приглашением фольклорных коллективов и ремесленников, организацией вечорки для всех желающих, ведущими в русских народных костюмах (настоящих!) и вечерним концертом в стиле «Федота-стрельца» (2014 г.). 

АкБард-2015 был посвящен мюзиклу Норд-Ост, горячо любимому организаторами, и назывался «Капитаны собственной судьбы». Поляну украшали цитаты из Норд-Оста: «Куда ты лезешь, здесь идет эксперимент!» - на поляне мастерских, «Всё, благодарю, охотно верю, горестных подробностей не надо» - над медпунктом, «Тут и тепло, и уют, тут и харчи, и нету вошей» над «орггнездом» (лагерем организаторов) и даже «Есть нужды, по которым нельзя тянуть» по дороге к туалетам.

Сцена была сделана в виде пятиметрового крыла самолета на фоне настоящей карты северных морей. В кабине самолёта размещался пульт звукооператора, а второе, ничем не связанное, крыло - манило любителей фотосессий. Оргкомитет разучил арии из Норд-Оста и пел их (некоторые - в настоящей лётной форме) под гитары, разумеется. Ещё несколько арий подготовили дружественные коллективы (например, «Камертон» из Омска). Танцевальная группа исполнила из мюзикла, дети на детской площадке искали клад, взрослые пускали самолётики…

Общее воздействие оказалось таким мощным, что по ощущениям фестиваль вышел на какой-то новый уровень – от мозаики различных действ, связанных и не очень с авторской песней – к единому энергетическому организму, каждая клеточка которого подчинялась какой-то общей идее и общему ритму. От разноцветных лоскутков – к орнаменту, от цветных обрывков – к пазлу, от стёклышек – к витражу.

 

Обновлено ( 22.05.2022 21:35 )
 

Курьер-Среда об АкБарде-2014

E-mail Печать PDF

 

Фестиваль авторской песни «АкБард-2014″ пройдет в Бердске

Большая часть мероприятий фестиваля пройдет в палаточном лагере на берегу Бердского залива с 30 мая по 2 июня. (ПРОГРАММА)

2 коммент.

 

P1011810 560x420 Фестиваль авторской песни АкБард 2014 пройдет в Бердске

Бердчан приглашают на ежегодный межрегиональный фестиваль авторской песни «АкБард-2014».

С 30 мая по 2 июня состоится ежегодный межрегиональный фестивальавторской песни «АкБард-2014». Этот фестиваль проходит с 1999 года и собирает до 2000 участников из Сибири, а также различных регионов России и даже зарубежных стран. За 15 лет существования фестиваль «АкБард» стал широко известен и популярен благодаря высокому качеству концертов, интересному составу приглашенных гостей и разнообразным творческим проектам.

Приглашенные гости «АкБарда-2014» из Москвы, Михаил Капустин, Мария Гескина, Наталья Тарвердян — не только широко известные и любимые «с той стороны Урала» авторы и исполнители, но и продолжатели дела Норд-Оста – мюзикла, написанного и поставленного бардами Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко. Буквально 18 мая в Москве прошла премьера мюзикла Михаила Капустина «Штирлиц. Попытка к бегству», где все они участвуют. Спектакль собрал самые восторженные отзывы зрителей и на следующие два июньских показа уже расписаны все билеты.

Почему «АкБард-2014» называется «от фольклора – к поэзии»? Многие слышали фразу, что «Авторская песня — это фольклор интеллигенции, городской фольклор наших дней». Хотя на самом деле от фольклора в ней сохранился только способ передачи «из уст в уста». Но всё же на «Акбарде-2014» организаторы решили проследить ветвь развития песенного творчества от фольклора — через «безымянную» самодеятельную песню, когда песни были широко известны, а их авторы нет — к существующему явлению авторской песни, когда знают и любят именно авторов, узнают их песни по манере и интонации, бережно относятся к авторскому тексту и мелодии.

Поэтому на «АкБардной» поляне, превращенной на время фестиваля в Славянское городище, будут и русские народные (и ставшие народными авторские) песни, а также ремёсла и игрища — и современная, требующая активного и вдумчивого слушателя, песенная поэзия. А участники фестиваля сами смогут оценить их сходства и различия. И главное — каждый сможет найти себе занятие по душе: послушать песни со сцены, принять участие в мастерских, которые на этот раз будут не только песенными, но и ремесленными, посетить русскую вечерку с хороводными играми, приобщиться к звучащей поэзии на дневных концертах. Будет и детская площадка, где юные участники фестиваля полюбуются на занимательные опыты профессора Николя, поучаствуют в различных конкурсах, раскрасят фигурки в национальных костюмах.

Для создания настроения — приветствуются национальные костюмы и национальный антураж у костров.

Большая часть мероприятий фестиваля пройдет в палаточном лагере на берегу Бердского залива (рядом с ДОЦ им. Володи Дубинина).

Заключительный концерт, посвященный 90-летию Булата Окуджавы, будет проходить в Доме Ученых Новосибирска 2 июня в 19:00.

 

 

Сюжет об АкБарде-2014 на ТВК

E-mail Печать PDF

 

От фольклора – к поэзии. Бердск на время превратился в площадку для фестиваля авторской песни «АкБард – 2014»

 

 

Что вижу, о том пою. Ежегодный межрегиональный фестиваль «АкБард» на три дня собрал любителей авторской песни со всего Сибирского региона. Мастерские, игровые площадки и посиделки у костра проходили в палаточном лагере на берегу Бердского залива. А в центральном парке был дан старт фестивалю.

 

В этом году фестиваль ознаменован широко известными за Уралом приглашенными гостями. Один из них Михаил Капустин. Он не только автор и исполнитель песен, но и режиссер мюзиклов. Пару недель назад в Москве состоялась премьера его спектакля. И вот он в Бердске. Фестиваль «АкБард» для него первый, но уверяет далеко не последний.

Михаил Капустин, режиссер, г. Москва: «Для меня самое главное в личности барда то, что для него очень важны другие люди и важен уровень общения. Часто те вещи, которые можно узнать о человеке за полгода, узнать можно только за одну ночь, посидев, попев песни. Буквально вчера сидели у костра с организаторами фестиваля. До этого не знал никого, а утром у меня было впечатление, что очень хорошо знаю всех этих людей, которые пели вместе со мной».

Евгения Корсакова, председатель оргкомитета фестиваля «АкБард-2014»: «Это думающая песня для думающих людей. Песня, которая заставляет задуматься людей о том, что происходит вокруг – какие облака на небе, какие люди рядом, как я ко всему этому отношусь, выраженная на бумаге и в песне».

Здесь свободный микрофон – в песнях каждый обязательно найдет для себя что-то родное, понятное только ему. Бард – это не профессия, не призвание, а образ жизни. Ведь, наверное, только исполнители авторской песни могут бросить все и отправиться за тысячу километров, чтобы встретить единомышленников.

Сергей Гринберг, исполнитель авторской песни, г. Москва: «Не думаю, что у каждого второго человека есть столько друзей в самых разных уголках земного шара, как у меня – от Новосибирска до Сан-Франциско включительно. Все это благодаря занятию песней. Постепенно это становится частью жизни и не встает такого вопроса – зачем ты этим занимаешься».

Фестиваль авторской песни прошел уже в 16 раз. В этом году он собрал порядка полторы тысячи участников. После стартового концерта поэты и певцы отправились на фестивальную поляну, где и прошли основные мероприятия.

Подробнее в видеосюжете.


 

Обновлено ( 23.02.2015 20:47 )
 

Swing на фоне витража, или новое потрясение авторской песни на "Акбарде-2009"

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=11091

Недавно в Новосибирске завершился 11-й фестиваль авторской песни "АкБард-2009". Начавшийся традиционно в последние выходные мая близ Академгородка, он продолжился концертами в Доме ученых и в Центре культуры НГТУ.

Тематически фестиваль тяготел к студенческому: приглашенных гостей именовали "академиками", худрука – "ректором", участников молодежного конкурса авторской песни – "абитуриентами" и (по прохождении отборочного тура) "студентами" и т.д.

Пожалуй, для бывших и нынешних студентов НГУ особенно ностальгически-точным был выбран образ университета в виде витража на заднике сцены: разглядывать баннер, слегка похожий на витраж художника Сокола в главном корпусе НГУ, было почти медитативным занятием. И еще это напоминало детский калейдоскоп.

Недалеко от сцены на фестивальной поляне красовалась и цитата из неофициального гимна НГУ: "А на Пирогова приходит снова...", но, увы, со сцены эта песня ни разу не прозвучала. А жаль.

Зато немало было спето "старой доброй" авторской песни – все это замечательное визборовское "ищи меня сегодня среди морских дорог", окуджавское "пока земля еще вертится" и крупповское "что я натворил, как я разорил и себя и песни"

Никита Дорофеев

По ночам на "АкБарде", как и прежде, пели у костра – с той лишь разницей, что в этом году было много поющих (и довольно дурно, надо сказать) русский рок и альтернативу. Замечательное впечатление оставила после себя субботняя ночь: организаторы провели одновременно четыре крупных тематических костра. Бродя между ними, можно было перемежать стихи джазовыми мелодиями, а туристические песни лирическими романсами.

Вадим Кусков, Томск

Но настоящим потрясением авторской песни на этом АкБарде стали приглашенные гости Любовь Хорева (Москва) и Никита Дорофеев (Нижний Новгород). Два прекрасных самостоятельных творчески автора, составляющих к тому же талантливый дуэт.

Егор Зырянов, худрожественный руководитель фестиваляАнтон Ивания, Новосибирск

Их песни, переставая звучать наяву, не покидают слушателя целыми днями: нет, они не крутятся назойливо в голове, заставляя с ума сходить от надоевшей мелодии. Совсем не так: мелодия западает глубоко в душу, и, уже не помня ее хорошенько, ты начинаешь жить философией этих песен. Не напевая мелодии, ты идешь на работу, шагая в ее такт, слегка раскачиваясь, как будто танцуешь swing. Не повторяя слов, ты думаешь о них, поражаясь их точности и глубине, философской прозорливости и одновременной простоте.

В их музыке много джазового, этакого свингового раскачивания, в текстах песен – удивительно лиричные и точные метафоры ("зимой дома похожи на горбатых китов" – "Китовая колыбельная", Никита Дорофеев), игра слов, обнажающая их смысл так остро, что это никак нейдет из головы ("За что, за что мы божьи твари, не божьи дети?" – "Яблоко", Никита Дорофеев).

дуэт Любови Хоревой и Никиты Дорофеева

И, пожалуй, нельзя сказать проще и точнее о них и о всем фестивале, чем это сказано в песне Любови Хоревой "До свидания":

Дарить вам свет незримым тоненьким лучом,
Ненужной маленькой тринадцатой струной;
Просвета нет, и снег здесь вовсе ни при чем,
Мы просто скоро возвращаемся домой.
Я  – в свой, вы – в свой город.
До свиданья! Будет все у вас хорошо...

Фото Глеба Филиппова, Academ.info

 

Фестиваль "АкБард-2009" благодарит за помощь Администрацию Новосибирской области, Рекламную группу "Сибарис", Новосибирский государственный университет, компанию "Экспедиция", ООО "ЖЭО-85" и "Академ ЖКХ", ЗАО НПК "Катрен", Новосибирское высшее военно-командное училище, РОО "Наш городок" и лично депутата Виктора Агафонова, Детский оздоровительный центр "Лидер", магазин "Музыкальный Арсенал", компанию "Радиотехника", а также информационных спонсоров фестиваля – радио "Добрые песни", сайт Academ.info и газету "Бумеранг".

Вадим Хохлов,
Новости Академгородка Academ.info

 

 

Обновлено ( 04.05.2013 13:23 )
 

КУРЬЕР.СРЕДА.Бердск: «АкБард» замолчал до следующей весны

E-mail Печать PDF

На юбилейном фестивале авторской песни, что проходил 23-25 мая в окрестностях Бердска, присутствовал живой символ «АкБарда» - Игорь Белый. Ак в переводе с тюркского — белый

С раннего утра до позднего вечера не затихала жизнь на фестивальной поляне. Авторы все пели и пели, а благодарные слушатели ловили каждый аккорд любимых песен

- Вы думаете, это людям холодно? – вопрошает с импровизированной сцены москвич Олег Городецкий, бард и исполнитель классической авторской песни. – Нет. Это гитарам холодно. Их практически невозможно настроить при такой температуре.

Минувшие выходные не баловали теплом. На улице – плюс два. Но это не помешало 23-25 мая собраться любителям бардовской песни на берегу Берди на юбилейный фестиваль авторской песни «АкБард». Новосибирцы, кемеровчане, томичи, красноярцы, барнаульцы, омичи, казахстанцы съезжаются на фестивальную поляну, чтобы слушать и быть услышанными. Ежегодно помимо непрерывных концертов на открытой площадке в сосновом бору на фестивале проходят творческие мастерские. Мэтры слушают начинающих исполнителей и дают свои рекомендации. Нынче в одну из таких лабораторий превратили походную баню. Здесь Надежда Трошкова обучала певцов правильно владеть собственным голосом. Катерина Костылева «раскладывала» стихи в контексте мировой литературы. Эта творческая лаборатория называлась «БаянЪ».

Как принято, на юбилеи делают подарки. Организаторы — инициативная группа из Академгородка - «презентовали» фестивальщикам живой символ «АкБарда» - пригласили автора-исполнителя, москвича Игоря Белого.

- «Ак» – это «белый» по-тюркски, - объясняет комендант фестиваля Евгений Трошков.

Сам Белый приехал на фестиваль второй раз. Исполнил несколько новых песен для сибирской публики, вел одну из творческих мастерских для авторов и исполнителей.

- Люди пишут песни, чтобы их услышали. Сначала это их знакомые, друзья. Но близкие чаще всего хвалят. Задача мастерской – дать обратную связь автору, новый отклик, - объясняет цель творческой лаборатории Игорь Борисович.

Его называют «глубоким и тонким автором, не похожим ни на кого». Он не помнит, как появляются его песни, их историй. Они рождаются, по словам автора, на улице, дома, в метро, в парке. Он запоминает их от начала и до конца, а потом переносит на бумагу.

- Когда в памяти первая строфа, она еще не застывшая, ее можно постоянно там держать и обкатывать. В голове бултыхается какой-то кусок и заодно обкатывается, как галька на пляже, - сравнивает бард.

Томичка Юля Мошкина не в первый раз гостит на «АкБарде». Филолог по образованию и музыкант по профессии, она сама с интересом участвовала в мастер-классах и вместе с тем организовала свою мастерскую для детей. Свежий взгляд со стороны, отмечает исполнитель, всегда важен. Слушать критику – не обидно. Это нужно для развития творчества.

Около 600 палаток стояло на фестивальной поляне. И около 1500 участников побывало в течение фестивальных дней. Любители песен под гитару приезжали из Новосибирска, Академгородка, Бердска. Новосибирцы Елена и Михаил Крючковы приехали с маленьким сынишкой Дениской. Не могли, говорят, пропустить фестиваль. В прошлом году Елена приезжала беременной, чтобы услышать любимых авторов. Руководитель студклуба НГТУ Елена Роцкая привезла на «АкБард» студентов. Говорит, что независимо от погоды «песни поют и это всех греет». Она с 1999 года не пропустила ни одного фестиваля. И юбилейный, по ее мнению, радует хорошим исполнением и множеством новых авторов.

Теоретик авторской песни москвич Борис Жуков, 30 лет занимающийся исследованием творчества бардов, рассказал, что интересно было «вживую» услышать сибирских авторов и «ощутить культуру пресловутого Уральского хребта». Открыл, говорит, для себя, что различий между «европейскими» и «зауральными» бардами все же нет. Один из вечерних концертов так и назвали – «Битва титанов за снос Уральского хребта».

 

- Мы живем в городских каменных джунглях и по весне начинаем оттаивать, - говорит москвич Игорь Саркисов, начальник отдела на мясокомбинате, бард. - Здесь на фестивале механический мир ничего не значит. Дома огромное количество проблем, задач, обязанностей, «АкБард» – это своеобразный храм. Здесь получаешь такие внутренние ощущения, которых нигде получить не можешь.

Анна Кудрявцева,
фото автора

Обновлено ( 13.04.2011 10:31 )
 


Страница 1 из 3

Войти на сайт