cs
АкБард в СМИ - О нас пишут


Статья про АкБард-2007 на http://www.gorn.ru/

E-mail Печать PDF

 

С 25 по 27 мая в Новосибирске состоялся IX фестиваль авторской песни АкБард-2007

АкБард-2007 – построим вместе город песен!
 
В последние выходные мая состоялся IX фестиваль авторской песни АкБард-2007, посвященный 50-летию Сибирского отделения Российской Академии наук.
 
С 25 по 27 мая, на берегу Бердского залива, приехавшие из многих городов энтузиасты строили свой Город песен, пытаясь сделать его похожим на зарождавшийся полвека назад Академгородок. Просеки и тропинки получили наименования «Морской проспект», «проспект Строителей», «проспект Науки», сцена гордо именовалась Домом ученых, а продуктовая палатка – Торговым центром. Медицинский центр фестиваля находился, как и положено, на ул.Пирогова.
 
Приезжая на фестивальную поляну, гости сразу же попадали в атмосферу ударной молодежной стройки – красные косынки и нарукавные повязки организаторов, транспаранты на кумаче со знакомыми с детства лозунгами «Нам песня строить и жить помогает!», «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

В программе фестиваля были и экскурсия по кострам «строителей» с нанесением их на карту фестиваля, и открытие памятника палатке, и традиционный уже на АкБарде концерт «неавторской» песни. Кому-то все это напоминало пионерское детство,  кому-то старые фильмы про комсомольские стройки… и создавало очень добрую и радостную, с примесью ностальгии, атмосферу фестиваля.

Не забыли и о детях – они под руководством инструкторов искали клад «Сокровища сибирской тайги», преодолевая по натянутым веревкам глубокие овраги, делая первые попытки  ориентироваться по компасу, считать шаги и ориентироваться в незнакомом месте по приметам, разыскивая места, где были спрятаны кусочки старинной карты. Даже начавшийся в середине пути ливень не испортил удовольствия! Как только дождь закончился, путешествие было продолжено, а победителей ждала заслуженная награда – мед и конфеты с «сибирскими» названиями.

А взрослые тем временем знакомились с гостями фестиваля, впервые приехавшими в Сибирь – Верой Вотинцевой и Татьяной Королевой из Москвы и Сергеем Гринбергом из Пензы, а также встречались после долгой зимы со старыми фестивальными знакомыми.
 
Известные в регионе авторы и исполнители выходили на сцену в дневных концертах делегаций от разных городов. Молодежь показывала свое творчество на мастерских и получала возможность выслушать мнение опытных мастеров жанра и получить ценные советы. Песенная программа продолжалась без перерыва больше 12-ти часов, но зрители не расходились. Даже начинавший несколько раз накрапывать дождик не прогнал их от сцены, только заставил раскрыть зонтики. Зато после дождя над Бердским заливом раскинулась огромная яркая радуга, напоминавшая эмблему фестиваля.

Новыми именами, новыми песнями очень хотелось поделиться со всеми новосибирцами, поэтому заключительный концерт фестиваля состоялся в большом зале Новосибирской государственной филармонии.
 
Организаторы фестиваля выражают благодарность за поддержку Департаменту культуры администрации Новосибирской области и лично Державцу Владимиру Ефимовичу, Мэрии г.Новосибирска и лично Афанасьеву Владимиру, Администрации г.Бердска, Администрация Советского района г.Новосибирска, Фонду 50-летия СО РАН, Общественному оргкомитету по проведению юбилейных мероприятий  и лично профессору Валерию Павловичу Ильину. А также спонсорам фестиваля УРСА Банку, ЗАО НПК КАТРЕН, РОО «Наш городок» и лично Виктору Леонидовичу Агафонову и Нине Михайловне Нидаевой, ООО «Академ ЖКХ», компании ALL ENGINEERING , компании «ТурАкадемия», Ассоциации Нестандартных Перемещенй, и группе компаний «Антекс».
 
Организационными партнерами фестиваля выступили рекламная группе «СИБАРИС» и  рекламная группа FRESH.
 
Информационными партнерами стали «Радио Сибири», газета «Комсомольская правда»,  сеть районных газет «Соседи», газета  «Николаевский проспект»,  информационный интернет-портал NSK.ADME.RU и сеть магазинов «Агарта».
 
 
 

 

 

Swing на фоне витража, или новое потрясение авторской песни на "Акбарде-2009"

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=11091

Недавно в Новосибирске завершился 11-й фестиваль авторской песни "АкБард-2009". Начавшийся традиционно в последние выходные мая близ Академгородка, он продолжился концертами в Доме ученых и в Центре культуры НГТУ.

Тематически фестиваль тяготел к студенческому: приглашенных гостей именовали "академиками", худрука – "ректором", участников молодежного конкурса авторской песни – "абитуриентами" и (по прохождении отборочного тура) "студентами" и т.д.

Пожалуй, для бывших и нынешних студентов НГУ особенно ностальгически-точным был выбран образ университета в виде витража на заднике сцены: разглядывать баннер, слегка похожий на витраж художника Сокола в главном корпусе НГУ, было почти медитативным занятием. И еще это напоминало детский калейдоскоп.

Недалеко от сцены на фестивальной поляне красовалась и цитата из неофициального гимна НГУ: "А на Пирогова приходит снова...", но, увы, со сцены эта песня ни разу не прозвучала. А жаль.

Зато немало было спето "старой доброй" авторской песни – все это замечательное визборовское "ищи меня сегодня среди морских дорог", окуджавское "пока земля еще вертится" и крупповское "что я натворил, как я разорил и себя и песни"

Никита Дорофеев

По ночам на "АкБарде", как и прежде, пели у костра – с той лишь разницей, что в этом году было много поющих (и довольно дурно, надо сказать) русский рок и альтернативу. Замечательное впечатление оставила после себя субботняя ночь: организаторы провели одновременно четыре крупных тематических костра. Бродя между ними, можно было перемежать стихи джазовыми мелодиями, а туристические песни лирическими романсами.

Вадим Кусков, Томск

Но настоящим потрясением авторской песни на этом АкБарде стали приглашенные гости Любовь Хорева (Москва) и Никита Дорофеев (Нижний Новгород). Два прекрасных самостоятельных творчески автора, составляющих к тому же талантливый дуэт.

Егор Зырянов, худрожественный руководитель фестиваляАнтон Ивания, Новосибирск

Их песни, переставая звучать наяву, не покидают слушателя целыми днями: нет, они не крутятся назойливо в голове, заставляя с ума сходить от надоевшей мелодии. Совсем не так: мелодия западает глубоко в душу, и, уже не помня ее хорошенько, ты начинаешь жить философией этих песен. Не напевая мелодии, ты идешь на работу, шагая в ее такт, слегка раскачиваясь, как будто танцуешь swing. Не повторяя слов, ты думаешь о них, поражаясь их точности и глубине, философской прозорливости и одновременной простоте.

В их музыке много джазового, этакого свингового раскачивания, в текстах песен – удивительно лиричные и точные метафоры ("зимой дома похожи на горбатых китов" – "Китовая колыбельная", Никита Дорофеев), игра слов, обнажающая их смысл так остро, что это никак нейдет из головы ("За что, за что мы божьи твари, не божьи дети?" – "Яблоко", Никита Дорофеев).

дуэт Любови Хоревой и Никиты Дорофеева

И, пожалуй, нельзя сказать проще и точнее о них и о всем фестивале, чем это сказано в песне Любови Хоревой "До свидания":

Дарить вам свет незримым тоненьким лучом,
Ненужной маленькой тринадцатой струной;
Просвета нет, и снег здесь вовсе ни при чем,
Мы просто скоро возвращаемся домой.
Я  – в свой, вы – в свой город.
До свиданья! Будет все у вас хорошо...

Фото Глеба Филиппова, Academ.info

 

Фестиваль "АкБард-2009" благодарит за помощь Администрацию Новосибирской области, Рекламную группу "Сибарис", Новосибирский государственный университет, компанию "Экспедиция", ООО "ЖЭО-85" и "Академ ЖКХ", ЗАО НПК "Катрен", Новосибирское высшее военно-командное училище, РОО "Наш городок" и лично депутата Виктора Агафонова, Детский оздоровительный центр "Лидер", магазин "Музыкальный Арсенал", компанию "Радиотехника", а также информационных спонсоров фестиваля – радио "Добрые песни", сайт Academ.info и газету "Бумеранг".

Вадим Хохлов,
Новости Академгородка Academ.info

 

 

 

Academ.info: "Борис, ты не прав", или разговор об имидже авторской песни

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=8962

Юрий Тынянов в книге "Подпоручик Киже" рассказал смешно-горестную историю о поручике Синюхаеве, которого заочно записали в мертвецы. Бедный поручик и в самом деле вскоре умер – от того, что так и не смог никому доказать, что он жив. Сегодня в положении злосчастного поручика оказался жанр авторской песни, полагает московский журналист, научный редактор журнала "Что нового в науке и технике" Борис Жуков, приехавший на десятый фестиваль авторской песни "АкБард".

 

11 марта Academ.info писал о круглом столе, прошедшем в рамках фестиваля "40 лет спустя".  Тогда Валерий Меньшиков, министр клуба-кафе "Под Интегралом" в 1963-68 годах, заявил, что "положение авторской песни сегодня – ужасное! Галич отражал состояние времени энциклопедически точно. А в данный момент никакой серьезной, может быть, даже народной песни я не вижу". Участники того, мартовского, круглого стола пришли к довольно неутешительному выводу о состоянии жанра, когда-то безумно популярного, однако сами во многом оказались "не в теме": как отметила корреспондент Academ.info Надежда Друзяка в своей статье, "имена молодых талантов, таких как Михаил Щербаков, Олег Городецкий, Дмитрий Авилов, Алексей Бардин, Игорь Саркисов, Игорь Белый, Мария Булат, Юрий Ельский – не вспоминались вовсе или упоминались походя".

То есть ситуация вышла довольно забавная: собравшиеся на круглом столе "люди в теме" оказались тотально "не в теме", сделав печальный вывод о том, что жанр авторской песни не развивается, уже почти умер и держится лишь за счет того, что еще живы  Юлий Ким, Александр Дольский и Юрий Кукин.

Возможно, именно этот круглый стол спровоцировал другую встречу, посвященную уже имиджу авторской песни, оказавшейся в положении поручика Синюхаева. В пятницу, 23 мая, с участием Бориса Жукова в гостиной клуба "Под интегралом" прошел круглый стол, организованный в рамках фестиваля "АкБард-2008".

"Огромное количество песен поется и пишется. В Москве и Санкт-Петербурге едва ли не каждый день проходят концерты авторской песни. Однако человек, который в силу различных причин оказывается вне этой структуры, просто не имеет возможности узнать о том, что происходит с этим жанром, – заявил проблему разговора Борис Жуков, – ... Мы имеем привычку рассматривать это как нашу профессиональную, цеховую проблему. Не уверен, что это так. Я не знаю никакого другого явления современной культуры с таким же колоссальным разрывом между существующим положением вещей и тем, как оно освещается в системе массовых коммуникаций".

Борис Жуков заметил также, что даже если некоторые фигуры жанра вырываются из порочного круга всеобщего забвения, то они редко ассоциируются с авторской песней. Примеров достаточно: Олег Митяев, Тимур Шаов, Александр Розенбаум. Небезынтересна и судьба группы "Белая гвардия" – мало кто из ее многочисленных поклонников знает, что карьера сентиментального ансамбля началась с грушинского лауреатства дуэта Дмитрия Баулина и Зои Ященко.

Сергей Гринберг, автор-исполнитель из Пензы, сделал сравнение положения авторской песни с Министерством легкой и пищевой промышленности из старого монолога Жванецского: "Что-то сами производят и сами же внутри потребляют... Ровно такое же положение обнаруживается в кругах авторской песни", – заметил Сергей. И добавил: "Мне всю жизнь неинтересно быть кем-то только для жены, друзей и знакомых. Творчески выражать себя для тех, кто похлопает тебя по плечу, скажет "ты клевый чувак! Пойдем выпьем" – неинтересно".

"Авторская песня не является культурной ценностью в глазах тех, кто вне структуры фестивалей, КСП и так далее, – сказал о трагедии жанра Борис Жуков. – Мы являемся культурной ценностью только для себя, и это плохо, потому что мы не попадаем в контекст современной общепризнанной русскоязычной культуры".

"Борис, ты не прав, – под общий хохот сказал Сергей Гандкин из Шарыпово (Красноярский край), организатор фестивалей с тридцатилетним стажем, справедливо заметив, что в расцвет популярности авторской песни (1970-1980 гг.) жанр существовал и развивался при полном молчании со стороны прессы и официальных органов. "Единственная статья "Песни борьбы и побед", которую на последней странице как-то опубликовала "Правда", привела в шок почти весь руководящий аппарат: одно осознание того, что в СССР существует неформальное объединение, способное собрать под Москвой 12 000 человек, испугало власть страшно", – аргументировал свое возражение г-н Гандкин.

Однако он ничего не сказал о том, что со времен 1970-1980 гг. сильно изменилась как авторская песня, так и ее слушатели (в том числе и потенциальные), и что теперь для популярности недостаточно сарафанного радио и одной характеристики "неофициальное, неформальное" течение. Это тогда рвались прочь от официоза, а теперь иные времена и иные нравы. 

Модератор дискуссии, заместитель редактора "Вечернего Новосибирска" и член жюри многих фестивалей авторской песни Катерина Костылева сделала акцент на том, что и сам термин "авторская песня" претерпел некоторую амортизацию. "Бренд "авторская песня" перестал быть положительным или нейтральным, он фактически стал отрицательным, – заметила она. – И теперь организаторам часто приходится, чтобы решить проблему воспроизводства аудитории и привлечения нового слушателя, находить новые слова для названия авторской песни – например, "современная камерная песня".

"Где я слышу человека с гитарой? – спросила присутствующих г-жа Костылева. – В парке на лавочке, в общаге на лестнице и по телевизору, выступление Олега Митяева на кремлевской сцене". Катерина заметила, что эта ситуация отпугивает потенциального слушателя: не существует работающей системы фильтрации в авторской песне. "Аналогичная ситуация складывается с граффити. С точки зрения обывателя, эти художники просто пачкают стены. Но между тем, это искусство, и существуют настоящие мастера граффити", – сказала модератор дискуссии.

Затем дискуссия как-то плавно скатилась на уровень обмена мнениями между оптимистами, которые полагали, что все идет так, как должно идти, и пессимистами, которые утверждали, что сложившаяся замкнутость системы "авторы и исполнители, работающие в жанре авторской песни, и их слушатели" рано или поздно приведет к загниванию и гибели жанра. И в последующий час дискуссии уже не было выражено ни одного яркого мнения, достойного внимания уважаемого читателя Academ.info

Фото автора

Тася Гончарова,
специально для Новостей Академгородка Academ.info

Олег Городецкий, Москва Сергей Гринберг Вадим Кусков, Томск Борис Жуков, Москва Сергей Гандкин
 


Страница 2 из 5