cs
АкБард в СМИ

Большой Новосибирск: Бардовская песня над Обским морем.

E-mail Печать PDF

Источник: http://www.megansk.ru/monitor/1148446795

На живописном побережье Обского моря с 26 по 28 мая пройдет очередной фестиваль авторской песни «АкБард», который организуется инициативной группой Оргкомитет АкБарда при поддержке Департамента культуры Новосибирской области.

Уже в восьмой раз собирает это яркое мероприятие любителей самодеятельной песни в палаточном городке в живописном лесу недалеко от Новосибирского Академгородка.

Фестиваль «АкБард» проводится ежегодно, начиная с 1999г., и за это время получил широкое признание благодаря хорошей организации, дружественной атмосфере, высокому уровню конкурсных концертов, прекрасным концертам приглашенных бардов, а также отличному качеству звука.

Фестиваль «АкБард» («АкадемБард») имеет статус регионального и ставит своей целью развитие авторской песни в Сибири и привлечение к ней общественного внимания, как уникальному явлению отечественной культуры. Выявление среди молодежи талантливых авторов, исполнителей, привлечение их на сцену, содействие их дальнейшему творческому росту, а так же продолжение и развитие культурно-исторических традиций Новосибирска в целом и Академгородка — вот главные задачи, которые из года в год решают организаторы мероприятия.

Именно поэтому Фестиваль авторской песни «АкБард» интересен широкому кругу любителей самодеятельной песни — здесь участники и гости мероприятия могут узнать и услышать многих современных талантливых авторов со всей России и даже из зарубежья. Эти произведения в силу огромных расстояний и специфики жанра бардовской песни невозможно купить в записи ни в одном из магазинов Новосибирска.

Первый Фестиваль «АкБард» (1999г) был посвящен 40-летию Новосибирского государственного университета и проводился Клубом самодеятельной песни НГУ (КСП НГУ). Уже тогда многие организаторы фестиваля имели опыт подобной работы, поскольку в 1998 принимали участие в создании фестиваля авторской песни «30 лет спустя», который был посвящен первому в истории Новосибирска фестивалю самодеятельной песни 1968 года с участием Александра Галича. Таким образом, Фестиваль авторской песни «АкБард» имеет глубокие корни и давние традиции.

Из года в год собирает «АкБард» более 700 человек на своей поляне — это и жители Новосибирска, и гости из Барнаула, Бийска, Кемерово, Томска, Красноярска, Омска, Горно-Алтайска и других городов Сибири.

Кроме того, авторы, исполнители и просто любители авторской песни приезжают к нам из европейской части России (Москва, Санкт-Петербург) и даже зарубежья. Так, в прошлом году иностранными гостями Фестиваля были поэт и кинорежиссер Вадим Певзнер (Нью-Йорк, США), легендарная персона музыкального андеграунда восьмидесятых, лауреат международного фестиваля «Петербургский аккорд», и Алексей Бардин (Полтава, Украина), лауреат Грушинского фестиваля.

Фестиваль авторской песни «АкБард» славится тем, что в его рамках прекрасно сочетается как классика авторской песни, так и экспериментаторские задумки молодых талантливых авторов. Помимо концертных программ на Фестивале традиционно проходят творческие мастерские, где молодые авторы и исполнители могут перенять опыт профессионалов. Более того, для самых маленьких участников Фестиваля всегда организуется детская площадка.

Заключительным аккордом восьмого Фестиваля «АкБард» станет концерт, который пройдет в Новосибирской филармонии 29 мая.

Обновлено ( 13.04.2011 10:32 )
 

Вечерний Новосибирск: АкБард: трезвые барды под Академгородком

E-mail Печать PDF

Источник: http://vn.ru/03.06.2005/culture/52489

Заметки с фестиваля авторской песни

Вот уже семь лет в последние выходные мая в Новосибирске всегда хорошая погода. До и после — могут быть дожди, заморозки, северный ветер и прочие мерзости. Но в субботу и воскресенье — всегда тепло и солнечно. Оргкомитет фестиваля авторской песни «АкБард» (как раз в последние выходные мая и проходящего) шутит, что у них на эту тему специальная договоренность с небесной канцелярией и что с 1999 года (именно тогда состоялся первый «АкБард») сбоев не было. Так и в этом году: в четверг казалось, что короткое сибирское лето уже кончилось, но в пятницу, когда участники фестиваля со всей страны начали съезжаться в Новосибирск и обустраивать палаточный городок на берегу Бердского залива, на поляне между детскими лагерями «Солнечный» и «Володи Дубинина», небо немедленно прояснилось. Получилось точь-в-точь как на эмблеме фестиваля: палатка на фоне солнца. И надпись: «АкБард».

Все хорошее начинается в НГУ

Бард Антон Трофимов: не пират, а серьезный журналист из Москвы

На первый взгляд, название фестиваля звучит для наших мест странновато, оно, скорее, было бы уместно где-нибудь в Татарстане (особенно если дополнить его какой-нибудь легендой про Белого Барда, по ночам выходящего из леса и насильно обучающего бардов играть в какой-нибудь экзотической тональности вроде ре-диез минор). На самом деле, тюркское «Ак» — всего-навсего сокращение от «Академгородок». Дело в том, что семь лет назад, когда фестиваль только появился на свет, его организаторами были жители Академгородка, участники Клуба самодеятельной песни НГУ. В ту пору это был «междусобойчик» на 300–400 участников, любителей авторской песни из Новосибирска, Томска, Кемерова, Барнаула, Бийска и Красноярска. В последние годы число «постоянных жителей» поляны стабильно переваливает за тысячу, география участников охватывает практически всю страну, а над подготовкой фестиваля работает команда, состоящая из представителей практически всех КСП нашего города. А на самом «АкБарде« в работу включаются и москвичи, и томичи, и челябинцы, и кемеровчане. Режиссируют концертные программы, ведут школы вокала и гитары, устраивают творческие мастерские. Естественно, без отрыва от песен, общения и отдыха.

Как отдыхают барды в лесу?

Лесной быт: котлы, костры, гитары. Фото Александра КРАМЕРА

В принципе, это всем известно. Сидят у костров, поют песни и пьют водку. «АкБард-2005», как ни странно, оказался довольно трезвым. Как сообщила председатель оргкомитета Анна Мокина, за все три дня службе охраны один-единственный раз пришлось выдворять с поляны пьяного хулигана, в остальном обошлось без эксцессов. А с водкой — так и вообще вышло недоразумение. «Нет ее в ларьке, точно нет, под прилавком тоже, Там свои люди работают, была бы — мне бы точно продали!» — сокрушался непьющий звукооператор фестиваля Виктор Гужавин. Человек героической профессии. Потому что «делать звук» в лесу, в условиях, максимально приближенных к боевым, — дело сложное и нервное. А лесная концертная программа фестиваля впечатляла. Четырехчасовой стартовый концерт в пятницу, три тематические дневные программы в субботу: концерт туристской песни, презентация проекта «Высоцкий в Сибири» и концерт «неавторской песни« (там звучали русские песни двадцатого века — народная, дворовая, военная, ретро и так далее), большой концерт участников творческих мастерских, да еще концерт-закрытие в воскресенье с утра. Люди, кстати, оказались выносливей, чем техника: в самый разгар субботнего концерта вдруг погас свет и отключились микрофоны. Сгорело «что-то электрическое». Но шоу, как ни странно, продолжилось: почти сорок минут при свете разожженных у сцены костров публику развлекал стихийно сложившийся «сводный хор» ведущих творческих мастерских. Что интересно, к концу этого незапланированного выступления слушателей собралось раза в два больше, чем до того. Экстрим — он всегда немножко сплачивает и сильно привлекает.

«Звезд» в лесу не было

Основная особенность «АкБарда» — своеобразный состав приглашенных гостей. Среди них нет популярных бардов. Хотя оргкомитету предлагали пригласить, к примеру, Александра Городницкого (то есть были спонсоры, готовые оплатить дорогу и гонорар за участие). Но, как говорит Анна Мокина, отсутствие «звезд» — это принцип. На «АкБард» приглашают, как правило, молодых авторов из других регионов России. Уже известных в какой-нибудь Москве, но для Сибири это абсолютно новые имена. Причем без гонорара, на интересе. И, несмотря на статус «приглашенных гостей», на лауреатские звания всероссийского и международного уровня — ведут себя вполне по-человечески. Не капризничают. Ставят себе палатки и рубят дрова, едят лапшу с тушенкой, убирают мусор, с удовольствием принимают участие во всех фестивальных мероприятиях и с огромным интересом слушают «местных» — и со сцены, и у костров. Получаются не хороводы вокруг «свадебного генерала« (как непременно случилось бы, будь гостем фестиваля, к примеру, Сергей Никитин), а полноценный межрегиональный творческий обмен (как и задумывалось). И даже возникают какие-то новые творческие альянсы: так, на »АкБарде-2005« американский авангардист Вадим Певзнер замечательно спелся (и в буквальном, и в переносном смысле) с томским исполнителем Романом Ланкиным — и на фестивальных концертах они выступали уже вдвоем.

«Садо-Мазо», «Антре» и другие

Второе направление работы фестиваля тоже связано с новыми именами — только уже не в географическом, а в возрастном плане. Собственно, речь идет о школах и творческих мастерских, которых на этом фестивале было пять, и все разные. Например, участники театра авторской песни «Антре« из Кемерова работали с ансамблями, дуэтами и исполнителями, уделяя серьезное внимание вокальным техникам. А московская делегация привезла сразу две экспериментальные методики. Поэт и программист Георгий Курячий в паре с бардом-реаниматологом Олегом Городецким организовал мастерскую со страшноватым названием «Садо-Мазо» (молодые авторы могли выбирать амплуа, в котором работают мастера, и услышать мнение об их творчестве «доброжелательного слушателя», или «злобного критика», или того и другого). Вторая московская мастерская называлась «Зеркало» — и там не шло речи ни о технике стихосложения, ни о владении гитарой, ведущие просто озвучивали свои впечатления об услышанном: мысли, образы и ассоциации. Следил за происходящим человек в белой перчатке — «Мастер, пресекающий ненужные высказывания» (почти по Максу Фраю). В этой роли чаще всего выступал Антон Трофимов (в «миру» — заместитель главного редактора «Независимой газеты», но в тот день — лесной человек, бард, и очень внимательный слушатель). Всего через мастерские прошло более сорока авторов и исполнителей (причем многие из них не ограничились одним «сеансом», а прошлись по двум-трем мастерским — им интересно было не столько «пройти в концерт», сколько поговорить о своем творчестве, причем с разными людьми). А на сцену в итоге вышло более двадцати, причем для многих это оказалось дебютом. Может быть, даже началом большой творческой карьеры, кто знает?

Из леса — в филармонию!

Завершился «АкБард» в понедельник, когда участники фестиваля, помывшись и побрившись, вышли на сцену Большого зала филармонии. Такой филармонический финал случился у «АкБарда» впервые, и принимали в нем участие только лучшие из лучших. Всего шесть человек (зато из трех стран мира): сибиряки Роман Ланкин и Алексей Макаревич, москвичка Татьяна Дрыгина, полтавчанин Алексей Бардин, гражданин Америки Вадим Певзнер и Григорий Данской из Перми. Зал был заполнен едва на треть (не так много любителей ходить на концерты, в афишах которых — только незнакомые имена). Но, несмотря на это (и на то, что творчество большинства участников финального концерта было весьма своеобразно и мало похоже на авторскую песню образца Визбора-Окуджавы, это скорее некий бард-авангард на стыке всех возможных стилей), мало кому удалось уйти со сцены без оваций. «Изумительная публика, у меня с ней как-то сразу возник контакт и полное взаимопонимание», — говорил бард-реппер Леша Бардин в антракте (в то время как слушатели очень солидного возраста, весьма отличающиеся от обычной молодежной аудитории Алексея, подчистую «подметали» его диски, продававшиеся в фойе).

А после концерта оказалось, что на улице хлынул дождь. Контракт с небесной канцелярией закончился. Но в последние выходные весны 2006 года, с 26 по 28 мая, снова будет тепло и солнечно. Оргкомитет «АкБарда» гарантирует.

Катерина КОСТЫЛЕВА

Обновлено ( 13.04.2011 10:33 )
 

Academ.info: Завершается "АкБард" - первый полевой фестиваль сезона

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=2326

С 27 по 30 мая в Новосибирске проводится фестиваль авторской песни "АкБард". В пятницу, субботу и воскресенье все события происходили на фестивальной поляне, а в понедельник, в 19.00 в Большом зале Новосибирской филармонии состоится заключительный концерт гостей фестиваля.

"АкБард" (фестиваль авторской песни) проводится с 1999 года по инициативе Клуба Самодеятельной Песни НГУ. Отсюда и название "АкБард" - Академ Бард.

Местом проведения фестиваля стала поляна между детскими оздоровительными лагерями "Солнечный" и им. Володи Дубинина. "На этом месте "АкБард" проводится третий год, до этого он проходил в городе Бердске - там, где база отдыха "Чайка", потом пробовали проводить около Обского моря, но там оказалось много людей, не имеющих отношения к авторской песне, с магнитофонами, поэтому было не очень удобно", - объясняет Анна Мокина, один из организаторов фестиваля.

"На первом фестивале было около 500 человек, сейчас на "АкБард" собирается около тысячи человек", - говорит Анна.

Аня Мокина для себя определяет цели фестиваля так: "Во-первых, это открытие сезона. Всю зиму люди, которые любят петь на природе, ждут "АкБарда". А так как "АкБард" - первый полевой фестиваль, то люди на него приезжают встретиться после долгой зимы, попеть песни под гитару, посмотреть друг на друга. Вторая цель – привезти исполнителей, которые очень популярны в разных местах (за Уралом, в США, Перми, Полтаве, Москве и др.), и познакомить наших сибирских бардов с ними".

На самом деле фестиваль "АкБард" - попытка познакомить публику с авторской песней XXI века, достаточно далеко ушедшей от студенческой самодеятельности, трех аккордов, костров и палаток.

В этом году на концерте выступали:

Вадим Певзнер (г. Нью-Йорк) – поэт и кинорежиссер, легендарная персона андеграунда восьмидесятых, лауреат международного фестиваля "Петербургский аккорд". Вадим всегда превращает свои выступления в невероятное (и непредсказуемое) философское шоу с танцами и переодеваниями;

Алексей Бардин (Полтава) – лауреат Грушинского фестиваля, талантливый экспериментатор, в песнях которого поэтическая глубина авторской песни органично переплетается с современными роковыми и рэповыми ритмами, любимец украинской и московской публики;

Сибирь была представлена Алексеем Макаревичем (г. Бийск), обладающим свежим и нетривиальным взглядом на мир и очень оригинальным гармоническим мышлением;

Песни и стихи Антона Трофимова и Татьяны Дрыгиной (г. Москва) свежи и искренни. Их выступления похожи на разговор по душам;

Имя пермского автора Григория Донского, как правило, называют, когда рассуждают о том, с кем связано будущее авторской песни.

Конечно же, ни один концерт не может обойтись без тех, кто стоял у истоков. В этот раз это были:

Кемеровский театр авторской песни "Антрэ" (худ. рук. – Евгений Полюцкий) и томский исполнитель Роман Ланкин – человек, тонко чувствующий песню, и даже привычные песни Окуджавы в его исполнении звучат так, будто слышишь их в первый раз.

Немного о творческих мастерских:

Участие в мастерских могли принимать авторские и исполнительские ансамбли и дуэты, авторы песен на свои стихи и стихи других поэтов, исполнители песен, поэты, исполнители (чтецы) поэтических произведений.

На фестивале "АкБард"-2005 работали следующие творческие мастерские:

  • детская мастерская (Вадим Кусков, г. Томск);
  • мастерская исполнителей и ансамблей театра АП "Антрэ" (Евгений Полюцкий, Татьяна Чукреева, г. Кемерово);
  • мастерская Алексея Макаревича и Юлии Гориной;
  • мастерская Георгия Курячего и Олега Городецкого (г. Москва);
  • мастерская "ощущения и восприятия" "Зеркало" (Антон и Татьяна Трофимовы, Николай Сбытов, г. Москва, Катерина Костылева, г. Новосибирск);
  • гитарная школа (Роман Ланкин, г. Томск);
  • вокальная школа (Надежда Трошкова, г. Новосибирск);
  • философские штудии (Вадим Певзнер, г. Нью-Йорк).

По итогам работы мастерских ведущие формировали из песен участников концертный блок и представляли его в Большом фестивальном концерте (28 мая, 19.00 – 24.00).

Закончится фестиваль "АкБард"-2005 гала-концертом, который пройдет в понедельник, 30 мая, в Большом зале Новосибирской филармонии.

Алена Степина,
Служба новостей Академгородка Academ.info


Обновлено ( 13.04.2011 10:33 )
 


Страница 3 из 3