cs
АкБард в СМИ

Academ.info: "Борис, ты не прав", или разговор об имидже авторской песни

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=8962

Юрий Тынянов в книге "Подпоручик Киже" рассказал смешно-горестную историю о поручике Синюхаеве, которого заочно записали в мертвецы. Бедный поручик и в самом деле вскоре умер – от того, что так и не смог никому доказать, что он жив. Сегодня в положении злосчастного поручика оказался жанр авторской песни, полагает московский журналист, научный редактор журнала "Что нового в науке и технике" Борис Жуков, приехавший на десятый фестиваль авторской песни "АкБард".

 

11 марта Academ.info писал о круглом столе, прошедшем в рамках фестиваля "40 лет спустя".  Тогда Валерий Меньшиков, министр клуба-кафе "Под Интегралом" в 1963-68 годах, заявил, что "положение авторской песни сегодня – ужасное! Галич отражал состояние времени энциклопедически точно. А в данный момент никакой серьезной, может быть, даже народной песни я не вижу". Участники того, мартовского, круглого стола пришли к довольно неутешительному выводу о состоянии жанра, когда-то безумно популярного, однако сами во многом оказались "не в теме": как отметила корреспондент Academ.info Надежда Друзяка в своей статье, "имена молодых талантов, таких как Михаил Щербаков, Олег Городецкий, Дмитрий Авилов, Алексей Бардин, Игорь Саркисов, Игорь Белый, Мария Булат, Юрий Ельский – не вспоминались вовсе или упоминались походя".

То есть ситуация вышла довольно забавная: собравшиеся на круглом столе "люди в теме" оказались тотально "не в теме", сделав печальный вывод о том, что жанр авторской песни не развивается, уже почти умер и держится лишь за счет того, что еще живы  Юлий Ким, Александр Дольский и Юрий Кукин.

Возможно, именно этот круглый стол спровоцировал другую встречу, посвященную уже имиджу авторской песни, оказавшейся в положении поручика Синюхаева. В пятницу, 23 мая, с участием Бориса Жукова в гостиной клуба "Под интегралом" прошел круглый стол, организованный в рамках фестиваля "АкБард-2008".

"Огромное количество песен поется и пишется. В Москве и Санкт-Петербурге едва ли не каждый день проходят концерты авторской песни. Однако человек, который в силу различных причин оказывается вне этой структуры, просто не имеет возможности узнать о том, что происходит с этим жанром, – заявил проблему разговора Борис Жуков, – ... Мы имеем привычку рассматривать это как нашу профессиональную, цеховую проблему. Не уверен, что это так. Я не знаю никакого другого явления современной культуры с таким же колоссальным разрывом между существующим положением вещей и тем, как оно освещается в системе массовых коммуникаций".

Борис Жуков заметил также, что даже если некоторые фигуры жанра вырываются из порочного круга всеобщего забвения, то они редко ассоциируются с авторской песней. Примеров достаточно: Олег Митяев, Тимур Шаов, Александр Розенбаум. Небезынтересна и судьба группы "Белая гвардия" – мало кто из ее многочисленных поклонников знает, что карьера сентиментального ансамбля началась с грушинского лауреатства дуэта Дмитрия Баулина и Зои Ященко.

Сергей Гринберг, автор-исполнитель из Пензы, сделал сравнение положения авторской песни с Министерством легкой и пищевой промышленности из старого монолога Жванецского: "Что-то сами производят и сами же внутри потребляют... Ровно такое же положение обнаруживается в кругах авторской песни", – заметил Сергей. И добавил: "Мне всю жизнь неинтересно быть кем-то только для жены, друзей и знакомых. Творчески выражать себя для тех, кто похлопает тебя по плечу, скажет "ты клевый чувак! Пойдем выпьем" – неинтересно".

"Авторская песня не является культурной ценностью в глазах тех, кто вне структуры фестивалей, КСП и так далее, – сказал о трагедии жанра Борис Жуков. – Мы являемся культурной ценностью только для себя, и это плохо, потому что мы не попадаем в контекст современной общепризнанной русскоязычной культуры".

"Борис, ты не прав, – под общий хохот сказал Сергей Гандкин из Шарыпово (Красноярский край), организатор фестивалей с тридцатилетним стажем, справедливо заметив, что в расцвет популярности авторской песни (1970-1980 гг.) жанр существовал и развивался при полном молчании со стороны прессы и официальных органов. "Единственная статья "Песни борьбы и побед", которую на последней странице как-то опубликовала "Правда", привела в шок почти весь руководящий аппарат: одно осознание того, что в СССР существует неформальное объединение, способное собрать под Москвой 12 000 человек, испугало власть страшно", – аргументировал свое возражение г-н Гандкин.

Однако он ничего не сказал о том, что со времен 1970-1980 гг. сильно изменилась как авторская песня, так и ее слушатели (в том числе и потенциальные), и что теперь для популярности недостаточно сарафанного радио и одной характеристики "неофициальное, неформальное" течение. Это тогда рвались прочь от официоза, а теперь иные времена и иные нравы. 

Модератор дискуссии, заместитель редактора "Вечернего Новосибирска" и член жюри многих фестивалей авторской песни Катерина Костылева сделала акцент на том, что и сам термин "авторская песня" претерпел некоторую амортизацию. "Бренд "авторская песня" перестал быть положительным или нейтральным, он фактически стал отрицательным, – заметила она. – И теперь организаторам часто приходится, чтобы решить проблему воспроизводства аудитории и привлечения нового слушателя, находить новые слова для названия авторской песни – например, "современная камерная песня".

"Где я слышу человека с гитарой? – спросила присутствующих г-жа Костылева. – В парке на лавочке, в общаге на лестнице и по телевизору, выступление Олега Митяева на кремлевской сцене". Катерина заметила, что эта ситуация отпугивает потенциального слушателя: не существует работающей системы фильтрации в авторской песне. "Аналогичная ситуация складывается с граффити. С точки зрения обывателя, эти художники просто пачкают стены. Но между тем, это искусство, и существуют настоящие мастера граффити", – сказала модератор дискуссии.

Затем дискуссия как-то плавно скатилась на уровень обмена мнениями между оптимистами, которые полагали, что все идет так, как должно идти, и пессимистами, которые утверждали, что сложившаяся замкнутость системы "авторы и исполнители, работающие в жанре авторской песни, и их слушатели" рано или поздно приведет к загниванию и гибели жанра. И в последующий час дискуссии уже не было выражено ни одного яркого мнения, достойного внимания уважаемого читателя Academ.info

Фото автора

Тася Гончарова,
специально для Новостей Академгородка Academ.info

Олег Городецкий, Москва Сергей Гринберг Вадим Кусков, Томск Борис Жуков, Москва Сергей Гандкин
Обновлено ( 13.04.2011 10:32 )
 

Academ.info: В Новосибирске проходит фестиваль "АкБард"

E-mail Печать PDF

Источник: http://academ.info/index.php?pid=news&id=8943

 

Через несколько часов круглым столом в гостиной НИИ КуДА в Новосибирске открывается десятый, юбилейный, фестиваль авторской песни "АкБард".

 

Александр Мирзаян назвал авторскую песню "базой русской национальной идеи", заметив в одном из своих эссе, что "все дописьменные культуры были песенными: "Илиада", "Одиссея", "Махабхарата", саги, "Слово о Полку Игоре", былины…". А бардовская песня – это возрождение тех традиций свободного творчества, их квинтэссенция. "Русская авторская песня явила собою “благую весть” о живой человеческой душе, заставила по новому ощутить, воспринять себя и окружающие реалии", – полагает Александр Мирзаян.

Новосибирск, чьи традиции глубочайшего понимания музыки, любви к музыке и создания условий для развития музыкального творчества были определены еще музыковедом Иваном Соллертинским и композитором Георгием Свиридовым, а в контексте авторской песни – Фестивалем 1968 года, стал колыбелью для одного из самых известных на сегодняшний день фестивалей авторской песни Зауралья.

АкБард проходит в окрестностях Новосибирска ежегодно с 1999 года и собирает около полутора тысяч участников. Его цель – развитие авторской песни в Сибири и привлечение общественного внимания к бардовскому творчеству как уникальному явлению отечественной культуры.

На фестиваль "АкБард" не приглашают классиков авторской песни – тех, кого слушали еще на виниловых пластинках, – организаторы "АкБарда" ищут новые имена в бардовской песне. "Сегодня часто приходится слышать, что век авторской песни навсегда ушел, – говорит творческий директор проекта Анна Мокина. – Помнят Сергея и Татьяну Никитиных, которые в 80-тых были очень популярны, знают Олега Митяева, некоторые — Михаила Щербакова. Но с новыми талантливыми поэтами и музыкантами не знакомы, и потому полагают, что их нет. Но это не так".

Создать все условия для того, чтобы голоса неизвестных в Сибири, но талантливых авторов были услышаны новосибирскими слушателями – задача фестиваля. За десять лет гостями фестиваля стали более 20 авторов, определяющих лицо современной авторской песни. Среди них – Олег Городецкий (Москва), Вера Вотинцева (Тобольск), Алексей Бардин (Полтава), Григорий Данской (Пермь), дуэт Марии Булат и Юрия Ельского (Санкт-Петербург), дуэты Марины и Игоря Саркисовых и Александра Щербины и Адриана Крупчанского (Москва). Их творчество уже давно стало популярным в европейской части России, теперь же, благодаря фестивалю "АкБард",  – и в Новосибирске

Помимо этого, в фестивале постоянно принимают активное участие талантливые авторы и исполнители Сибирского региона – Роман Ланкин из Томска, Алексей Макаревич из Бийска, Татьяна Храмова из Новосибирска и др.

Каждый год в последние выходные мая более тысячи человек приезжают в столицу Сибири для того, чтобы слушать и быть услышанными, петь и аккомпанировать, играть на гитаре и читать стихи. География участников фестиваля обширна – Сибирский регион (Новосибирск, Кемерово, Томск, Красноярский край, Барнаул, Горно-Алтайск, Омск), европейская часть России (Москва, Санкт-Петербург), ближнее и дальнее зарубежье (Казахстан, Украина, США). "АкБард" стремится внести свой вклад в формирование имиджа Новосибирска как города свободного и развитого музыкального творчества, творчества на высоком профессиональном уровне.

"Авторскую песню часто называют "самодеятельной". Во многом этот термин дискредитировал себя – мы продолжаем его связывать с советской "самодеятельностью", заводскими клубами, плохими театральными постановками, фальшивым пением и так далее, – говорит Анна Мокина. – Мы забываем, что и великий мастер слова и музыки Александр Вертинский не был профессионалом, закончившим консерваторию. Он вырос в семье мелкого железнодорожного служащего, и сам говорил про себя: "Я не могу причислить себя к артистической среде. К своему творчеству я подхожу не с точки зрения артиста, а с точки зрения поэта, меня привлекает не только исполнение, а подыскание соответствующих слов, которые зазвучат на мой собственный мотив". Между тем, его песни актуальны до сих пор, его музыка и стихи по-настоящему талантливы. Таких новых "вертинских" мы и ищем".

Поэтому "АкБард" отличается высоким уровнем профессионализма приглашенных гостей и хорошим качеством звука: несмотря на то, что часть мероприятий фестиваля проходит в полевых условиях, выступающие на сцене работают с профессиональной аппаратурой. Он славится также тем, что прекрасно сочетает в себе как классику авторской песни, так и экспериментаторские задумки молодых талантливых авторов. Помимо концертных программ, на фестивале традиционно проходят творческие мастерские, где молодые авторы и исполнители могут перенять опыт профессионалов.

Концерты, костровые песенные программы, творческие мастерские и детские мероприятия на фестивальной поляне будут проходить практически без перерывов с вечера 23 мая до середины дня 25 мая.

Но "лесными" мероприятиями программа фестиваля не исчерпывается. В традиции фестиваля входят и "городские" мероприятия, направленные на тех, кто в силу тех или иных причин не может принять участие в полевых концертах и творческих мастерских.

Так, в этом году программа "АкБарда" откроется круглым столом "Трагедия поручика Синюхаева, или Что нам делать с имиджем?", который начнется 23 мая в 15:00 в Академгородке, в помещении гостиной кафе-клуба "Под интегралом" (ул. Терешковой, 12а). Вести дискуссию будет крупнейший в России аналитик жанра авторской песни, известный московский журналист Борис Жуков.

Заключительный гала-концерт фестиваля состоится в понедельник в 19:00 в Центре культуры НГТУ (ул. Блюхера, рядом с жилым домом Блюхера, 32 и спорткомплксом НГТУ). В нем примут участие гости фестиваля 2008 года: Ольга Чикина (Рязань), Сергей Гринберг (Пенза), москвичи Игорь Белый, Олег ГородецкийСергей Труханов, а также авторы и исполнители Сибири.

Фестиваль "АкБард" проходит при поддержке администрации Советского района Новосибирска и отдела культуры мэрии Новосибирска.

Кроме того, неоценимую помощь фестивалу оказали рекламная группа "Сибарис", компания "Туракадемия", ООО "Радиотехника", Сибирская Ассоциация нестандартных перемещений, ООО "Академ ЖКХ", ЗАО НПК "Катрен",  РОО "Наш городок" и лично депутат В.Агафонов, ООО "Природа-С", интернет-магазин "Мишбэби", компания "Чудо долголетия", ООО "Картдизайн" и депутат горсовета по 36 избирательному округу А.А. Медведев.

Информационными партнерами фестиваля выступили Радио Сибири, газета Курьер.Среда.Бердск и ООО "Первая миля".

На правах информационного партнерства

 

Фото Academ.info

Новости Академгородка Academ.info

Обновлено ( 13.04.2011 10:33 )
 

Статья про АкБард-2007 на http://www.gorn.ru/

E-mail Печать PDF

 

С 25 по 27 мая в Новосибирске состоялся IX фестиваль авторской песни АкБард-2007

АкБард-2007 – построим вместе город песен!
 
В последние выходные мая состоялся IX фестиваль авторской песни АкБард-2007, посвященный 50-летию Сибирского отделения Российской Академии наук.
 
С 25 по 27 мая, на берегу Бердского залива, приехавшие из многих городов энтузиасты строили свой Город песен, пытаясь сделать его похожим на зарождавшийся полвека назад Академгородок. Просеки и тропинки получили наименования «Морской проспект», «проспект Строителей», «проспект Науки», сцена гордо именовалась Домом ученых, а продуктовая палатка – Торговым центром. Медицинский центр фестиваля находился, как и положено, на ул.Пирогова.
 
Приезжая на фестивальную поляну, гости сразу же попадали в атмосферу ударной молодежной стройки – красные косынки и нарукавные повязки организаторов, транспаранты на кумаче со знакомыми с детства лозунгами «Нам песня строить и жить помогает!», «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

В программе фестиваля были и экскурсия по кострам «строителей» с нанесением их на карту фестиваля, и открытие памятника палатке, и традиционный уже на АкБарде концерт «неавторской» песни. Кому-то все это напоминало пионерское детство,  кому-то старые фильмы про комсомольские стройки… и создавало очень добрую и радостную, с примесью ностальгии, атмосферу фестиваля.

Не забыли и о детях – они под руководством инструкторов искали клад «Сокровища сибирской тайги», преодолевая по натянутым веревкам глубокие овраги, делая первые попытки  ориентироваться по компасу, считать шаги и ориентироваться в незнакомом месте по приметам, разыскивая места, где были спрятаны кусочки старинной карты. Даже начавшийся в середине пути ливень не испортил удовольствия! Как только дождь закончился, путешествие было продолжено, а победителей ждала заслуженная награда – мед и конфеты с «сибирскими» названиями.

А взрослые тем временем знакомились с гостями фестиваля, впервые приехавшими в Сибирь – Верой Вотинцевой и Татьяной Королевой из Москвы и Сергеем Гринбергом из Пензы, а также встречались после долгой зимы со старыми фестивальными знакомыми.
 
Известные в регионе авторы и исполнители выходили на сцену в дневных концертах делегаций от разных городов. Молодежь показывала свое творчество на мастерских и получала возможность выслушать мнение опытных мастеров жанра и получить ценные советы. Песенная программа продолжалась без перерыва больше 12-ти часов, но зрители не расходились. Даже начинавший несколько раз накрапывать дождик не прогнал их от сцены, только заставил раскрыть зонтики. Зато после дождя над Бердским заливом раскинулась огромная яркая радуга, напоминавшая эмблему фестиваля.

Новыми именами, новыми песнями очень хотелось поделиться со всеми новосибирцами, поэтому заключительный концерт фестиваля состоялся в большом зале Новосибирской государственной филармонии.
 
Организаторы фестиваля выражают благодарность за поддержку Департаменту культуры администрации Новосибирской области и лично Державцу Владимиру Ефимовичу, Мэрии г.Новосибирска и лично Афанасьеву Владимиру, Администрации г.Бердска, Администрация Советского района г.Новосибирска, Фонду 50-летия СО РАН, Общественному оргкомитету по проведению юбилейных мероприятий  и лично профессору Валерию Павловичу Ильину. А также спонсорам фестиваля УРСА Банку, ЗАО НПК КАТРЕН, РОО «Наш городок» и лично Виктору Леонидовичу Агафонову и Нине Михайловне Нидаевой, ООО «Академ ЖКХ», компании ALL ENGINEERING , компании «ТурАкадемия», Ассоциации Нестандартных Перемещенй, и группе компаний «Антекс».
 
Организационными партнерами фестиваля выступили рекламная группе «СИБАРИС» и  рекламная группа FRESH.
 
Информационными партнерами стали «Радио Сибири», газета «Комсомольская правда»,  сеть районных газет «Соседи», газета  «Николаевский проспект»,  информационный интернет-портал NSK.ADME.RU и сеть магазинов «Агарта».
 
 
 

 

Обновлено ( 19.05.2013 21:17 )
 

ГТРК Новосибирск: "Акбард" погасил огни на фестивальной поляне

E-mail Печать PDF

Источник: http://novosibirsk.rfn.ru/rnews.html?id=35771

"Акбард" прощается. Сегодня любители авторской песни опустят занавес фестиваля на сцене новосибирской филармонии. Корреспонденты "Вестей" побывали на фестивальной поляне под Академгородком.

Девятый "Акбард" - как маленькая копия Академгородка - названия лесных тропинок и просек повторяют названия проспектов и улиц. Фестиваль посвящен 50-летию СО РАН, времени, когда авторская песня росла вместе с домами и институтами.

Анна Мокина, художественный руководитель фестиваля "Акбард": "Интересно, что же чувствовали первые строители Академгородка, приехав в тайгу, с палатками, со щитовыми домиками, предчувствуя, что здесь будет город. Мы представили, что тоже приехали в лес не просто так, а как строители города песен".

На елях - кумачовые лозунги, на головах - красные косынки, на сцене - песни прошлого века.

Повышенные обязательства выполнены. Количество песен, спетых на душу населения за три дня, перевалило за тысячи. Чтобы послушать нового исполнителя, надо лишь сделать пару шагов от сцены до любого костра.

Приглашенные гости называют "Акбард" самым душевным, камерным фестивалем в Сибири, местом, где есть все: от смелых музыкальных экспериментов до испытанных временем традиций.

Сергей Гринберг, автор-исполнитель (г. Пенза): "Как мой друг Олег Городецкий из Москвы говорит, я сюда каждый год, как на работу. Вот теперь и я тоже сюда приезжать буду при любой возможности. Это мои люди, мое место, моя родина".

Девятый "Акбард" огни на фестивальной поляне уже погасил, чтобы через год вновь на новосибирской земле собрать друзей.

Светлана Антимонова

Обновлено ( 13.04.2011 10:32 )
 

Academ.info: Заметки с АкБарда: пером, фотоаппаратом и камерой

E-mail Печать PDF

Источник http://academ.info/index.php?pid=news&id=4490

В минувшие выходные не сбылись мрачные прогнозы метеорологов, и погода была отличная — а все потому, что под Академгородком прошел региональный фестиваль авторской песни АкБард-2006. "У нас всегда хорошая погода", — радуются организаторы и добавляют шутя: "Небесная канцелярия — наш постоянный спонсор".

Немного официального…

Сегодня часто приходится слышать, что авторская песня умерла. Дескать, бородатые физики и лирики уже не в моде. Осталась классика бардовской песни, которую можно услышать, когда приедет в Дом ученых Юрий Кукин или если включить записи Булата Окуджавы. И все. А жанр авторской песни мертвее мертвого.

Фестиваль "АкБард" доказывает обратное… "Авторская песня — уникальное явление нашей культуры. Согласитесь, рок- и поп-музыка существуют, фактически, в любой стране мира, а бардовская песня — это то, что отличает нашу культуру от всех других культур", — говорят организаторы. АкБард, собственно, и был создан в 1999 году, чтобы доказать, что авторская песня жива. Поэтому сюда не приглашают звезд. Здесь поют классику, здесь не отрицают классику, но стремятся выявить новые таланты и показать их миру вообще и Новосибирску в частности.

А на таланты богата земля русская…

Фестиваль "АкБрад-2006" прошел под патронажем Департамента культуры НСО. Оргкомитет фестиваля — инициативная группа исполнителей, а также просто ценителей и любителей авторской песни. Десяток человек возрастом от 19 до 42, которым необходимо, чтобы полторы тысячи отдыхающих на фестивале отдохнули хорошо и насладились творчеством гениальных, но пока не признанных композиторов и поэтов.

Ради этого оргкомитетовцы готовы работать в экстремальных условиях и совершенно бесплатно…

…немного красок…

АкБард — город особый. Воплощение древней русской легенды о призрачном городе Китеже — том самом, который появляется всего один раз в году, на короткое время — и тут же исчезает вновь. Это место спасения, и попасть туда может не всякий: только тот, кто чист душой. "Если вы помните, он не для всех, не для всех…", — говорит знаменитая песня Юрия Кукина.

Три дня живет город АкБард на берегу Бердского залива — и всегда в последние выходные мая. Вот уже восемь лет подряд (с 1999 года) фестиваль собирает на своей поляне более тысячи человек из Академгородка и его "окрестностей" (Новосибирска, Томска, Барнаула, Красноярска, Кемерово, Иркутска, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и других городов нашей необъятной Родины). Кроме шуток, АкБард действительно нельзя назвать обидным словом "местечковый", ибо география его ограничена только весьма условно территорией России — на самом деле, случается, что на поляну фестиваля прибывают гости и из Казахстана, и из Украины, и даже из США…

День первый: пятница, 26 мая 2006 года

Мы прибываем на поляну фестиваля, где стоит уже не меньше двухсот разноцветных "домиков". Тут все как в настоящем городе — есть администрация (это Оргкомитет), которая по совместительству выполняет работу электриков, уборщиков мусора после фестиваля, ведущих концертов и пр. Есть милиция и служба безопасности (два в одном) — это охрана фестиваля. Кстати, в этом году Оргкомитет АкБарда пригласил на эту должность СтОПП НГУ (Студенческую Организацию Предотвращения Правонарушений). Конечно же, есть городская больница — стационарный медпункт в небольшой палатке, которой заведует профессиональный медик. Кроме того, все участники, которые имеют медицинское образование, могут получить бейджик с красным крестом и быть готовыми к тому, что к ним обратятся за помощью. Есть Чертова бабушка — мусорная яма (название родилось из диалога "А куда мусор девать?" — "К чертовой бабушке мусор!"). Безусловно, есть два домика с вывесками "дамочка" и "мужичок"…

Улицы (тропинки) и проспекты (тропы) здесь вполне соответствуют столичным: как и в Москве, они расходятся радиально от полянок (площадей) и беспорядочно переплетены в лесу. Поэтому по всей поляне развешаны указатели "Питьевая вода", "К чертовой бабушке", "Оргкомитет", "Направо пойдешь — в ОргГнездо попадешь, налево пойдешь — в медпункт попадешь, прямо пойдешь — в дерево врежешься". В центре большой поляны недалеко от Главной сцены (есть еще и Малая) висит карта поляны. Около нее толпятся в основном дети: ищут на ней то место, где стоит их "дом" — палатка.

Открытие фестиваля происходит в 21:21 по местному времени (это — то время, которое устанавливает Оргкомитет, чтобы никогда не отставать от заявленной программы). Разрезается алая ленточка, отпуская воздушные шарики в небо, и концерт стартует.

Он проходит под лозунгом "Новые имена и заграница региона": ансамбль "Антрэ" (г.Кемерово), Дмитрий Нартов и Екатерина Барановская (г. Иркутск), дуэт Марии Булат и Юрия Ельского (г.Санкт-Петербург, лауреаты Грушинского фестиваля 2005 года), Олег Городецкий, Виталий Кульбакин, Сергей Труханов, Ольга Макеева (лауреат Второго канала Грушинского фестиваля), дуэт Игоря и Марины Саркисовых (г.Москва, лауреаты Второго канала Грушинского фестиваля 2003 года).

"Качество звука просто поражает, — восторгается студентка НГУ Даша, которая на фестивале в первый раз. — "Концерт в лесу, а ощущение, будто в Оперном театре…".

В самом деле, чего действительно никогда не потерпят организаторы АкБарда, так это плохого звукооператора, сипящих колонок и задумчивых усилителей — поэтому на фестивале звуком руководит профессионал Виктор Гужавин. Звук получается всегда отменный.

Концерт завершается почти в полночь, и толпа зрителей перетекает по лесу к Малой сцене: здесь почти до двух ночи проходят БАРДские игрища — молодежный клуб авторской песни "Фрегат" (г.Кольцово) заставляет участников петь авторскую песню, танцевать авторскую песню и смеяться до коликов…

Всю ночь в лесу горят костры, поются песни, заводятся знакомства и рождается любовь: фестивальные условия таковы, что за 1 час здесь становятся друзьями, а влюбляются и того быстрее.

У одного из костров поет Алексей Костюшкин (тот самый лидер бесподобной группы "Коридор", творчество которой сводит с ума пол-Новосибирска). Оргкомитетовцы уважительно шутят — "он точно энерджайзер": за всю ночь Алексей Костюшкин молчал, может быть, пару часов от силы… Что ни говори, просто рай обетованный для его фанатов…

День второй: суббота, 27 мая 2006 года

Для тех, кто спал, утро начинается часов в двенадцать, и они, едва проснувшиеся, бродят по поляне квелые и обнимаются с друзьями. АкБард — это вообще страна обнимания. Чтобы пройти сто метров, иногда и десяти минут недостаточно: все зависит от плотности твоих друзей на единицу площади фестивальной поляны.

Те, кто бодрствовал всю ночь (как правило, это Оргкомитет или охрана Фестиваля), выглядят веселее, но начинают забывать поесть и покормить детей и не сразу откликаются, когда их зовут по имени. Дети членов Оргкомитета — это особая статья. Если они уже умеют передвигаться сами, то они находятся везде, только не рядом с родителями, неимоверно грязны, и их оберегают от того, чтобы они не влезли в костер, не папа с мамой, а все подряд. "Мне нельзя шоколад!" — написано спереди на футболке у одного чумазого малыша, который еще совсем не говорит; "Меня зовут Витя, если я потерялся, отведите меня в Оргкомитет" — читаю я сзади. Дети, которые еще лежат по коляскам, пользуются бОльшим вниманием родителей, хотя нередко засыпают на руках у свободных в данный момент "нянек". Няньками на АкБарде бывают все.

В 13:13 по местному времени начинается серия концертов-"малосольников" (никто никого не солил: неологизм происходит от словосочетания "малый сольный концерт"). Пока гости фестиваля (дуэт Марии Булат и Юрия Ельского (г.Санкт-Петербург), Олег Городецкий, Виталий Кульбакин, Сергей Труханов, Ольга Макеева, дуэт Игоря и Марины Саркисовых (г.Москва), Игорь Решетов (г.Красноярск), Алексей Костюшкин (г.Новосибирск) и др.) демонстрируют свое творчество, на и около Малой сцены проходят мероприятия для детей — детский концерт Вадима Кускова из Томска (песни на стихи Тима Собакина), детско-юношеский концерт авторской песни "Чистый жанр", детско-юношеский концерт околобардовской песни "Пограничник", начинает свою работу детская площадка.

Следом за "малосольниками" на Большой сцене — "Концерт неавторской песни" (проект Романа Ланкина из Томска, дважды лауреата Грушинского фестиваля). Поются совсем небардовские, но прекрасные и любимые многими песни эстрады 50-90 годов, а также песни из советских кинофильмов и мультфильмов.

"Зал" — поляна, заполоненная народом, — подпевает хором…

Все это время, начиная с раннего утра (то есть примерно с полудня по местному времени), на поляне работают мастерские — их проводят "профи" авторской песни с целью выявить молодые таланты и помочь им развиться Молодые таланты и не очень таланты потом выступают на "Зеленом концерте" — лучшая награда за несколько минут мучения с гитарой перед теми, кто считается уже почти "гуру".

"Зеленый концерт" завершается на главной сцене в 21:21 по местному времени. И сразу же звучат первые аккорды Большого концерта — на сцену поднимаются и высокие гости фестиваля (они были уже названы выше), и давние друзья АкБарда (такие как, например, Алексей Макаревич из г.Бийска).

Большой концерт завершается фейерверком — кажется, прямо с водной глади Бедского залива, совершенно черного от наступившей ночи, высоко в небо взлетает разноцветный фонтан, рассыпается желто-зелено-красными искрами, и запах пороха доносится до обрывистых берегов.

Толпа, кинувшаяся к кромке обрыва, чтобы посмотреть и сфотографировать это обыкновенное, но очень захватывающее зрелище, почти не замечает, что за ее спиной с дикими пиратскими воплями проходит группа разряженных в тельняшки и черные платки — они несут факелы и горланят романтические и зверские призывы. Так открывается концерт пиратской песни "Пиратская пирушка". Веселенький белый череп улыбается с черного флага, который в свете факелов действительно выглядит угрожающим.

Толпа воодушевляется  и кидается вслед за полосатой процессией к Малой сцене фестиваля…

Местная ночь наступает, когда на большой фестивальной поляне разгорается особый костер — "Нодья". Три огромных бревна (два рядом, а третье — сверху) охвачены ладонями пламени, огорожены скамейками, на которых сидят люди и поют хором. Гитара ходит по кругу, но дольше всего задерживается в руках Антона Ивании (г.Новосибирск, Оргкомитет) и Олега Городецкого (г.Москва). Костер горит очень долго — даже когда на рассвете уже все расходятся…

День третий: 28 мая 2006 года

Заключительный концерт подводит итоги — Оргкомитет учреждает призы. Но не лучшим — а всем гостям. Согласно традиции, на АкБарде каждый может учредить собственный приз тому автору или исполнителю, которого он считает лучшим, а вот Оргкомитет одаривает "творческими комплектами" (музыкальная антология АкБарда, ручки, зажигалки и кепки с эмблемой АкБарда и пр.) всех своих приглашенных гостей.

И, наконец, на большую сцену выходит Оргкомитет — звучит грозно, но на самом деле это десять человек, усталых, смущенных и уже порядком грязных за несколько дней жизни на фестивальной поляне. Им аплодируют, и довольно громко. Хотя со стороны кажется — странно, совсем не примечательные люди.

Потом словно по мановению волшебной палочки в течение пары часов угасают костры, и лес становится более зеленым — исчезает разноцветье палаток. Объятья, поцелуи, быстрые сборы и легкий завтрак — и навьюченные люди покидают поляну фестиваля. Остается Оргкомитет — разбирать сцены, снимать указатели, убирать и вывозить мусор. Последние оркомитетовцы добираются до города затемно, и находят в себе силы только на поход в душ.

День четвертый, 29 мая 2006 года

Он начинается довольно поздно — в семь вечера, в Большом зале Новосибирской государственной филармонии.

Свободные места есть, но немного. Сюда приходят те, кому дорога авторская песня, но кто не хотел бы ради нее коптиться у костров и спать в палатках. Свет гаснет, и выступают…

Ансамбль "ВКП(б)" Участники: Любовь Карнаушенко, Виктор Павлюк, Альбина Павлюк, Вадим Кусков. Квартет зародился в 1999 году в Томске с целью исполнения классики авторской песни. Название "Вечная Классическая Песня (бардовская)" ("ВКП(б)") было взято шутки ради. Однако окружающими оно было принято всерьез, и закрепилось.
Квартет обладает своим, свежим взглядом на классику авторской песни и песню вообще: похоже, понятия "заезженность" для них не существует вообще. Они пели то, что зал мог подпевать, и пели так, что зал не смог не подпевать…

Городецкий Олег, живет в Москве. Первая песня "Треугольник" на стихи Б. Заходера (апрель 1988). Пишет песни на свои стихи, а также на стихи Б. Заходера, А. Шафермана, В. Сосноры, С. Гандлевского, Н. Гумилева.
Его амплуа барда и поэта — амплуа трагического актера античного театра, который даже шутит серьезно, по-философски. Стиль его песен в высшей мере необычен — мелодии и исполнение в духе старинного городского романса в сочетании с современными стихами, похожими более на откровенный разговор с лучшим другом, чем на классические вирши.

Труханов Сергей, живет в Москве. Он видит мелодию там, где она невидима… Есть стихи, которые принято считать "непоющимися" — однако талант Сергей Труханова извлекает растворенную в них музыку и дарит слушателям удивительно мелодичные и западающие глубоко в душу песни.

Кульбакин Виталий Превыше всего ставит начало всех начал — Слово. Поэтому в его творчестве стихи доминируют над музыкой: она — средство для особого выражения смысла речи и новая жизнь рифмованных строк. Песни Кульбакина Виталия неизменно привлекают к себе слушателя думающего, умеющего понимать Слово и наслаждаться им.

Брусенцов Владимир, живет в Новосибирске. Играет на 6-струнной гитаре. Пишет песни, в основном, на стихи В.Сосноры, Н.Гумилева, О.Чухонцева, Плещеева. Немного — на свои стихи. В настоящее время — один из лучших гитарных мастеров России, ученик знаменитого Тараса Титович.
Звук должен быть божественным — иначе Владимир Брусенцов не будет им удовлетворен. И вот эти вечные поиски звука, вечно возрастающие потребности в мелодике, стремление владеть инструментом как частью самого себя дарят слушателем наслаждение прекрасного исполнения и рождают восхитительные песни на стихи известных поэтов.

Татьяна Храмова, живет в Новосибирске. В ее творчестве почти наивная мелодика и исповедальность песни переплетены с традициями исполнения старинных романсов. Тексты наполнены экспрессией женской поэзии и фольклорностью образов — тем, что проникает почти до бессознательного уровня души. Будто не артист выступает на сцене, а кто-то говорит сам с собою в душе, а ты обрел способность слышать запретное.

Макеева Ольга, живет в Санкт-Петербурге. Лауреат Второго канала авторской песни Грушинского фестиваля.
Заворожила слушателей замечательным меццо-сопрано и удивительно простой мелодикой песен, главное место в которых отводится звуку ее голоса и значению ее глубоких стихов. Поэзия Ольги Макеевой напоминает монологи очарованного странника своим философствованием, многомерностью, детальностью образов и горьким юмором, нередко перерастающим в сарказм… Все это, услышанное из женских уст, поражает.

Дуэт Марии Булат и Юрия Ельского. Лауреаты Грушинского фестиваля 2005 года, живут в Санкт-Петербурге. Этот яркий дуэт дарит слушателям ритмичные, яркие, в большей части танцевальные мелодии в сочетании с ненавязчивыми, но глубокими стихами. Для них обычное дело создать из тонкой философской лирики плясовую, а из зажигательного танца — философствование. Поэтам Марии Булат и Юрию Ельскому удается жить необычными образами — многоуровневыми и многозначными, которые думающий слушатель может раскручивать почти бесконечно, как клубок ниток.

Семейный дуэт Игоря и Марины Саркисовых. Автор песен — Игорь Саркисов. Играет на 12-струнной гитаре. Песни пишет, в основном, на свои стихи, лауреат Второго Канала Грушинского фестиваля (2003).
У слушателей даже очень искушенных становятся любимейшими его простые и наивные песни, в которых, тем не менее, живет особая философия радости и любви, неподвластная зачастую тяжеловесным песням-"рассуждениям о смысле жизни". Эта легкость многих песен Игоря Саркисова, видимо, позволяет им проникать так глубоко в человеческое сердце, что забыть их не представляется возможным.

Концерт оставил зрителям незабываемые впечатления общения с прекрасной музыкой и покрасневшие ладони, которых они не щадили в бессилии выразить свой восторг.

…и немного истины.

Высшая истина, понятное дело, неизвестна даже организаторам фестиваля АкБард. Но им важно другое — истинность музыки. Мы все знаем, что "тот, кто с песней по свету шагает, никогда и нигде не пропадет". Вам уже приелась эта несколько пафосная фраза? Поверьте, не только вам одним. Ведь истинность песни — не в пафосе, а в том, что, когда слышишь звук гитары и голоса Сергея Труханова, дрожь проходит по всему телу и волоски на руках встают дыбом. Вот это — сила музыки. И еще истина в том, что, когда Игорь и Марина Саркисовы пели песню, посвященную памяти Владимира Болотина (закончил ФФ НГУ, жил в Академгородке, умер прошлым летом в возрасте 50 лет. Знаменит своей песней "Академ мой, Академ"), над фестивальной поляной сгустились тучи, которых до этого не было и в помине. На втором куплете песни пошел дождь — крупные, редкие, горячие капли…Саркисовы закончили петь — и дождь прекратился…
Хотите — верьте, хотите — нет.
Но — факт!..

Новости Академгородка Academ.info

Алексей Костюшкин в свете костра Дмитрий Нартов Екатерина Барановская замерзла Игорь и Марина Саркисовы Марина Саркисова Мария Булат Мария Булат и Марина Саркисова Олег Городецкий Ольга Макеева Юрий Ельский

 

 

Обновлено ( 13.04.2011 10:33 )
 


Страница 2 из 3