cs
АкБард 2006

АкБард 2006

E-mail Печать PDF

Алексей Костюшкин, певший не только со сцены, но и у костра всю ночь.
http://mp3co.co/artist/2501751108/A_Kostyushkin_AkBar..
https://ok.ru/video/26614632944

Заключительная третья серия концертного проекта Романа Ланкина "НеАвторская песня" в рамках фестиваля "АкБард".

Малая сцена от "Фрегата" https://vn.ru/news-77328/

Виталий Кульбакин, несмотря на все происки мироздания прилетевший и оказавшийся очень своим. 

Неотразимые как Шрек и Фиона чета Саркисовых, создававшие непередаваемо уютную атмосферу везде, где присаживались с гитарой. Посвящение Болотину, в котором поучаствовала сама природа, проронив несколько слезинок с чистого до той поры неба... http://bolotin.lib.ru/sarkisov.htm 

Мария Булат и Юрий Ельский, заразившие своими песнями на многие годы. На них даже писались пародии, что, как известно, верная примета хита.

Неприметный и божественный как Белый ворон у того же Костюшкина Сергей Труханов, поющий то, что по всем законам физики невозможно петь. 

Заключительный концерт, переехавший в Большой зал филармонии. 

Хороший был фестиваль.

Заметки с АкБарда: пером, фотоаппаратом и камерой

В минувшие выходные не сбылись мрачные прогнозы метеорологов, и погода была отличная — а все потому, что под Академгородком прошел региональный фестиваль авторской песни АкБард-2006. "У нас всегда хорошая погода", — радуются организаторы и добавляют шутя: "Небесная канцелярия — наш постоянный спонсор".

Немного официального…

Сегодня часто приходится слышать, что авторская песня умерла. Дескать, бородатые физики и лирики уже не в моде. Осталась классика бардовской песни, которую можно услышать, когда приедет в Дом ученых Юрий Кукин или если включить записи Булата Окуджавы. И все. А жанр авторской песни мертвее мертвого.

Фестиваль "АкБард" доказывает обратное… "Авторская песня — уникальное явление нашей культуры. Согласитесь, рок- и поп-музыка существуют, фактически, в любой стране мира, а бардовская песня — это то, что отличает нашу культуру от всех других культур", — говорят организаторы. АкБард, собственно, и был создан в 1999 году, чтобы доказать, что авторская песня жива. Поэтому сюда не приглашают звезд. Здесь поют классику, здесь не отрицают классику, но стремятся выявить новые таланты и показать их миру вообще и Новосибирску в частности.

А на таланты богата земля русская…

Фестиваль "АкБрад-2006" прошел под патронажем Департамента культуры НСО. Оргкомитет фестиваля — инициативная группа исполнителей, а также просто ценителей и любителей авторской песни. Десяток человек возрастом от 19 до 42, которым необходимо, чтобы полторы тысячи отдыхающих на фестивале отдохнули хорошо и насладились творчеством гениальных, но пока не признанных композиторов и поэтов.

Ради этого оргкомитетовцы готовы работать в экстремальных условиях и совершенно бесплатно…

…немного красок…

АкБард — город особый. Воплощение древней русской легенды о призрачном городе Китеже — том самом, который появляется всего один раз в году, на короткое время — и тут же исчезает вновь. Это место спасения, и попасть туда может не всякий: только тот, кто чист душой. "Если вы помните, он не для всех, не для всех…", — говорит знаменитая песня Юрия Кукина.

Три дня живет город АкБард на берегу Бердского залива — и всегда в последние выходные мая. Вот уже восемь лет подряд (с 1999 года) фестиваль собирает на своей поляне более тысячи человек из Академгородка и его "окрестностей" (Новосибирска, Томска, Барнаула, Красноярска, Кемерово, Иркутска, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и других городов нашей необъятной Родины). Кроме шуток, АкБард действительно нельзя назвать обидным словом "местечковый", ибо география его ограничена только весьма условно территорией России — на самом деле, случается, что на поляну фестиваля прибывают гости и из Казахстана, и из Украины, и даже из США…

День первый: пятница, 26 мая 2006 года

Мы прибываем на поляну фестиваля, где стоит уже не меньше двухсот разноцветных "домиков". Тут все как в настоящем городе — есть администрация (это Оргкомитет), которая по совместительству выполняет работу электриков, уборщиков мусора после фестиваля, ведущих концертов и пр. Есть милиция и служба безопасности (два в одном) — это охрана фестиваля. Кстати, в этом году Оргкомитет АкБарда пригласил на эту должность СтОПП НГУ (Студенческую Организацию Предотвращения Правонарушений). Конечно же, есть городская больница — стационарный медпункт в небольшой палатке, которой заведует профессиональный медик. Кроме того, все участники, которые имеют медицинское образование, могут получить бейджик с красным крестом и быть готовыми к тому, что к ним обратятся за помощью. Есть Чертова бабушка — мусорная яма (название родилось из диалога "А куда мусор девать?" — "К чертовой бабушке мусор!"). Безусловно, есть два домика с вывесками "дамочка" и "мужичок"…

Улицы (тропинки) и проспекты (тропы) здесь вполне соответствуют столичным: как и в Москве, они расходятся радиально от полянок (площадей) и беспорядочно переплетены в лесу. Поэтому по всей поляне развешаны указатели "Питьевая вода", "К чертовой бабушке", "Оргкомитет", "Направо пойдешь — в ОргГнездо попадешь, налево пойдешь — в медпункт попадешь, прямо пойдешь — в дерево врежешься". В центре большой поляны недалеко от Главной сцены (есть еще и Малая) висит карта поляны. Около нее толпятся в основном дети: ищут на ней то место, где стоит их "дом" — палатка.

Открытие фестиваля происходит в 21:21 по местному времени (это — то время, которое устанавливает Оргкомитет, чтобы никогда не отставать от заявленной программы). Разрезается алая ленточка, отпуская воздушные шарики в небо, и концерт стартует.

Он проходит под лозунгом "Новые имена и заграница региона": ансамбль "Антрэ" (г.Кемерово), Дмитрий Нартов и Екатерина Барановская (г. Иркутск), дуэт Марии Булат и Юрия Ельского (г.Санкт-Петербург, лауреаты Грушинского фестиваля 2005 года), Олег Городецкий, Виталий Кульбакин, Сергей Труханов, Ольга Макеева (лауреат Второго канала Грушинского фестиваля), дуэт Игоря и Марины Саркисовых (г.Москва, лауреаты Второго канала Грушинского фестиваля 2003 года).

"Качество звука просто поражает, — восторгается студентка НГУ Даша, которая на фестивале в первый раз. — "Концерт в лесу, а ощущение, будто в Оперном театре…".

В самом деле, чего действительно никогда не потерпят организаторы АкБарда, так это плохого звукооператора, сипящих колонок и задумчивых усилителей — поэтому на фестивале звуком руководит профессионал Виктор Гужавин. Звук получается всегда отменный.

Концерт завершается почти в полночь, и толпа зрителей перетекает по лесу к Малой сцене: здесь почти до двух ночи проходят БАРДские игрища — молодежный клуб авторской песни "Фрегат" (г.Кольцово) заставляет участников петь авторскую песню, танцевать авторскую песню и смеяться до коликов…

Всю ночь в лесу горят костры, поются песни, заводятся знакомства и рождается любовь: фестивальные условия таковы, что за 1 час здесь становятся друзьями, а влюбляются и того быстрее.

У одного из костров поет Алексей Костюшкин (тот самый лидер бесподобной группы "Коридор", творчество которой сводит с ума пол-Новосибирска). Оргкомитетовцы уважительно шутят — "он точно энерджайзер": за всю ночь Алексей Костюшкин молчал, может быть, пару часов от силы… Что ни говори, просто рай обетованный для его фанатов…

День второй: суббота, 27 мая 2006 года

Для тех, кто спал, утро начинается часов в двенадцать, и они, едва проснувшиеся, бродят по поляне квелые и обнимаются с друзьями. АкБард — это вообще страна обнимания. Чтобы пройти сто метров, иногда и десяти минут недостаточно: все зависит от плотности твоих друзей на единицу площади фестивальной поляны.

Те, кто бодрствовал всю ночь (как правило, это Оргкомитет или охрана Фестиваля), выглядят веселее, но начинают забывать поесть и покормить детей и не сразу откликаются, когда их зовут по имени. Дети членов Оргкомитета — это особая статья. Если они уже умеют передвигаться сами, то они находятся везде, только не рядом с родителями, неимоверно грязны, и их оберегают от того, чтобы они не влезли в костер, не папа с мамой, а все подряд. "Мне нельзя шоколад!" — написано спереди на футболке у одного чумазого малыша, который еще совсем не говорит; "Меня зовут Витя, если я потерялся, отведите меня в Оргкомитет" — читаю я сзади. Дети, которые еще лежат по коляскам, пользуются бОльшим вниманием родителей, хотя нередко засыпают на руках у свободных в данный момент "нянек". Няньками на АкБарде бывают все.

В 13:13 по местному времени начинается серия концертов-"малосольников" (никто никого не солил: неологизм происходит от словосочетания "малый сольный концерт"). Пока гости фестиваля (дуэт Марии Булат и Юрия Ельского (г.Санкт-Петербург), Олег Городецкий, Виталий Кульбакин, Сергей Труханов, Ольга Макеева, дуэт Игоря и Марины Саркисовых (г.Москва), Игорь Решетов (г.Красноярск), Алексей Костюшкин (г.Новосибирск) и др.) демонстрируют свое творчество, на и около Малой сцены проходят мероприятия для детей — детский концерт Вадима Кускова из Томска (песни на стихи Тима Собакина), детско-юношеский концерт авторской песни "Чистый жанр", детско-юношеский концерт околобардовской песни "Пограничник", начинает свою работу детская площадка.

Следом за "малосольниками" на Большой сцене — "Концерт неавторской песни" (проект Романа Ланкина из Томска, дважды лауреата Грушинского фестиваля). Поются совсем небардовские, но прекрасные и любимые многими песни эстрады 50-90 годов, а также песни из советских кинофильмов и мультфильмов.

"Зал" — поляна, заполоненная народом, — подпевает хором…

Все это время, начиная с раннего утра (то есть примерно с полудня по местному времени), на поляне работают мастерские — их проводят "профи" авторской песни с целью выявить молодые таланты и помочь им развиться Молодые таланты и не очень таланты потом выступают на "Зеленом концерте" — лучшая награда за несколько минут мучения с гитарой перед теми, кто считается уже почти "гуру".

"Зеленый концерт" завершается на главной сцене в 21:21 по местному времени. И сразу же звучат первые аккорды Большого концерта — на сцену поднимаются и высокие гости фестиваля (они были уже названы выше), и давние друзья АкБарда (такие как, например, Алексей Макаревич из г.Бийска).

Большой концерт завершается фейерверком — кажется, прямо с водной глади Бедского залива, совершенно черного от наступившей ночи, высоко в небо взлетает разноцветный фонтан, рассыпается желто-зелено-красными искрами, и запах пороха доносится до обрывистых берегов.

Толпа, кинувшаяся к кромке обрыва, чтобы посмотреть и сфотографировать это обыкновенное, но очень захватывающее зрелище, почти не замечает, что за ее спиной с дикими пиратскими воплями проходит группа разряженных в тельняшки и черные платки — они несут факелы и горланят романтические и зверские призывы. Так открывается концерт пиратской песни "Пиратская пирушка". Веселенький белый череп улыбается с черного флага, который в свете факелов действительно выглядит угрожающим.

Толпа воодушевляется  и кидается вслед за полосатой процессией к Малой сцене фестиваля…

Местная ночь наступает, когда на большой фестивальной поляне разгорается особый костер — "Нодья". Три огромных бревна (два рядом, а третье — сверху) охвачены ладонями пламени, огорожены скамейками, на которых сидят люди и поют хором. Гитара ходит по кругу, но дольше всего задерживается в руках Антона Ивании (г.Новосибирск, Оргкомитет) и Олега Городецкого (г.Москва). Костер горит очень долго — даже когда на рассвете уже все расходятся…

День третий: 28 мая 2006 года

Заключительный концерт подводит итоги — Оргкомитет учреждает призы. Но не лучшим — а всем гостям. Согласно традиции, на АкБарде каждый может учредить собственный приз тому автору или исполнителю, которого он считает лучшим, а вот Оргкомитет одаривает "творческими комплектами" (музыкальная антология АкБарда, ручки, зажигалки и кепки с эмблемой АкБарда и пр.) всех своих приглашенных гостей.

И, наконец, на большую сцену выходит Оргкомитет — звучит грозно, но на самом деле это десять человек, усталых, смущенных и уже порядком грязных за несколько дней жизни на фестивальной поляне. Им аплодируют, и довольно громко. Хотя со стороны кажется — странно, совсем не примечательные люди.

Потом словно по мановению волшебной палочки в течение пары часов угасают костры, и лес становится более зеленым — исчезает разноцветье палаток. Объятья, поцелуи, быстрые сборы и легкий завтрак — и навьюченные люди покидают поляну фестиваля. Остается Оргкомитет — разбирать сцены, снимать указатели, убирать и вывозить мусор. Последние оркомитетовцы добираются до города затемно, и находят в себе силы только на поход в душ.

День четвертый, 29 мая 2006 года

Он начинается довольно поздно — в семь вечера, в Большом зале Новосибирской государственной филармонии.

Свободные места есть, но немного. Сюда приходят те, кому дорога авторская песня, но кто не хотел бы ради нее коптиться у костров и спать в палатках. Свет гаснет, и выступают…

Ансамбль "ВКП(б)" Участники: Любовь Карнаушенко, Виктор Павлюк, Альбина Павлюк, Вадим Кусков. Квартет зародился в 1999 году в Томске с целью исполнения классики авторской песни. Название "Вечная Классическая Песня (бардовская)" ("ВКП(б)") было взято шутки ради. Однако окружающими оно было принято всерьез, и закрепилось.
Квартет обладает своим, свежим взглядом на классику авторской песни и песню вообще: похоже, понятия "заезженность" для них не существует вообще. Они пели то, что зал мог подпевать, и пели так, что зал не смог не подпевать…

Городецкий Олегживет в Москве. Первая песня "Треугольник" на стихи Б. Заходера (апрель 1988). Пишет песни на свои стихи, а также на стихи Б. Заходера, А. Шафермана, В. Сосноры, С. Гандлевского, Н. Гумилева. 
Его амплуа барда и поэта — амплуа трагического актера античного театра, который даже шутит серьезно, по-философски. Стиль его песен в высшей мере необычен — мелодии и исполнение в духе старинного городского романса в сочетании с современными стихами, похожими более на откровенный разговор с лучшим другом, чем на классические вирши.

Труханов Сергейживет в Москве.

Он видит мелодию там, где она невидима… Есть стихи, которые принято считать "непоющимися" — однако талант Сергей Труханова извлекает растворенную в них музыку и дарит слушателям удивительно мелодичные и западающие глубоко в душу песни.

Кульбакин Виталий 
Превыше всего ставит начало всех начал — Слово. Поэтому в его творчестве стихи доминируют над музыкой: она — средство для особого выражения смысла речи и новая жизнь рифмованных строк. Песни Кульбакина Виталия неизменно привлекают к себе слушателя думающего, умеющего понимать Слово и наслаждаться им.

Брусенцов Владимирживет в Новосибирске. Играет на 6-струнной гитаре. Пишет песни, в основном, на стихи В.Сосноры, Н.Гумилева, О.Чухонцева, Плещеева. Немного — на свои стихи. В настоящее время — один из лучших гитарных мастеров России, ученик знаменитого Тараса Титович.
Звук должен быть божественным — иначе Владимир Брусенцов не будет им удовлетворен. И вот эти вечные поиски звука, вечно возрастающие потребности в мелодике, стремление владеть инструментом как частью самого себя дарят слушателем наслаждение прекрасного исполнения и рождают восхитительные песни на стихи известных поэтов.

Татьяна Храмоваживет в Новосибирске.
В ее творчестве почти наивная мелодика и исповедальность песни переплетены с традициями исполнения старинных романсов. Тексты наполнены экспрессией женской поэзии и фольклорностью образов — тем, что проникает почти до бессознательного уровня души. Будто не артист выступает на сцене, а кто-то говорит сам с собою в душе, а ты обрел способность слышать запретное.

Макеева Ольгаживет в Санкт-Петербурге. Лауреат Второго канала авторской песни Грушинского фестиваля.
Заворожила слушателей замечательным меццо-сопрано и удивительно простой мелодикой песен, главное место в которых отводится звуку ее голоса и значению ее глубоких стихов. Поэзия Ольги Макеевой напоминает монологи очарованного странника своим философствованием, многомерностью, детальностью образов и горьким юмором, нередко перерастающим в сарказм… Все это, услышанное из женских уст, поражает.

Дуэт Марии Булат и Юрия ЕльскогоЛауреаты Грушинского фестиваля 2005 года, живут в Санкт-Петербурге.

Этот яркий дуэт дарит слушателям ритмичные, яркие, в большей части танцевальные мелодии в сочетании с ненавязчивыми, но глубокими стихами. Для них обычное дело создать из тонкой философской лирики плясовую, а из зажигательного танца — философствование. Поэтам Марии Булат и Юрию Ельскому удается жить необычными образами — многоуровневыми и многозначными, которые думающий слушатель может раскручивать почти бесконечно, как клубок ниток.

Семейный дуэт Игоря и Марины СаркисовыхАвтор песен — Игорь Саркисов. Играет на 12-струнной гитаре. Песни пишет, в основном, на свои стихи, лауреат Второго Канала Грушинского фестиваля (2003). 

У слушателей даже очень искушенных становятся любимейшими его простые и наивные песни, в которых, тем не менее, живет особая философия радости и любви, неподвластная зачастую тяжеловесным песням-"рассуждениям о смысле жизни". Эта легкость многих песен Игоря Саркисова, видимо, позволяет им проникать так глубоко в человеческое сердце, что забыть их не представляется возможным.

Концерт оставил зрителям незабываемые впечатления общения с прекрасной музыкой и покрасневшие ладони, которых они не щадили в бессилии выразить свой восторг.

…и немного истины.

Высшая истина, понятное дело, неизвестна даже организаторам фестиваля АкБард.
Но им важно другое — истинность музыки.
Мы все знаем, что "тот, кто с песней по свету шагает, никогда и нигде не пропадет". Вам уже приелась эта несколько пафосная фраза?
Поверьте, не только вам одним. Ведь истинность песни — не в пафосе, а в том, что, когда слышишь звук гитары и голоса Сергея Труханова, дрожь проходит по всему телу и волоски на руках встают дыбом. Вот это — сила музыки.
И еще истина в том, что, когда Игорь и Марина Саркисовы пели песню, посвященную памяти Владимира Болотина (закончил ФФ НГУ, жил в Академгородке, умер прошлым летом в возрасте 50 лет. Знаменит своей песней "Академ мой, Академ"), над фестивальной поляной сгустились тучи, которых до этого не было и в помине. На втором куплете песни пошел дождь — крупные, редкие, горячие капли… 
Саркисовы закончили петь — и дождь прекратился…
Хотите — верьте, хотите — нет.
Но — факт!..

 

Обновлено ( 29.10.2018 23:43 )